Russian Emirates #93 (September-October 2019)

ПРЕДАННОСТЬ СОЦИАЛЬНЫМ СЕТЯМ ПРИВЕЛА К ТОМУ, ЧТО МЫ НАЧАЛИ СОМНЕВАТЬСЯ В СВОИХ СИЛАХ И СТРАДАЕМ ТАК НАЗЫВАЕМЫМ «СИНДРОМОМ УПУЩЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ». МЫ ЗАДАЕМСЯ ВОПРОСОМ: ПОЧЕМУ НАША ЖИЗНЬ НЕ ТАКАЯ ЗАХВАТЫВАЮЩАЯ И НАСЫЩЕННАЯ, КАК У НАШИХ ДРУЗЕЙ? И КАК МЫ МОЖЕМ ДОСТИЧЬ БАЛАНСА МЕЖДУ ЗАГРУЖЕННОСТЬЮ НА РАБОТЕ И УСПЕХОМ В ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ, ОСТАВАЯСЬ ПРИ ЭТОМ В ЗДРАВОМ УМЕ? Текст: ИгорьШевкун Держать марку Аббревиатура FOMO, образованная от англий- ского выражения Fear of Missing Out (страх упу- щенных возможностей), появилась в Оксфорд- ском словаре английского языка в 2013 году. Лингвисты определяют термин как тревожное чувство, будто вы упускаете что-то важное, что успевают делать ваши сверстники. В этот момент вы чувствуете, что существуют более захваты- вающие перспективы, но где-то в другом месте и, увы, без вашего участия. Все бы ничего, но это происходит с интернет-пользователями ежеднев- но, и психологи бьют тревогу. Среди основных признаков страха упущенных возможностей вы- деляют боязнь упустить важные вещи и события, стремление постоянно нравиться, получать одо- брение и все время быть доступным для обще- ния. Феномен страха упущенных возможностей был впервые описан в 1996 году доктором Дэном Германом. Затем американский предпринима- тель и автор Патрик Дж. МакГиннис придумал в 2004 году термин FOMO, ставший популярным после публикации его статьи в журнале Harbus, выпускаемом Гарвардской школой бизнеса. Каждое утро люди, независимо от чинов и регалий, открывают ленту в Facebook или Instagram, заваривая себе чашку ароматного кофе. Вы просматриваете чужие фотографии и обновления статусов у друзей, которые собира- ются на благотворительные мероприятия, за- втракают в самом модном ресторане, потягивают мохито на сказочном пляже или наслаждаются SPA-процедурами в салоне красоты. Перечислять можно долго, но, присмотревшись, вы заметите интересную деталь: все фотографии обработаны с помощью различных фильтров, которые пока- зывают идеальное лицо, тело и красивую жизнь. Вы свернулись калачиком на диване и включили сериал Netflix, собираясь провести вечер дома. Вскоре ваш iPhone начинает мигать, на него при- ходят уведомления из социальной сети с инфор- мацией о том, что делают ваши друзья. И внезап- но ваши простые домашние радости меркнут в сравнении с тем, что, как вам кажется, вы сейчас могли бы делать на месте ваших друзей. Так незаметно благодаря Интернету повсед- невная жизнь ваших друзей стала частью вашей собственной жизни. Иногда у вас возникает чув- ство тревоги без причины, и вы спрашиваете себя: «Неужели я лишний на этом празднике жиз- ни?». «Не важно, буддист ли вы, как я, или христи- анин, как архиепископ, принадлежите к какой- либо другой религии или вовсе не религиозны, – с момента рождения каждый человек стремится к счастью и пытается избежать страдания, – пишет Далай лама XIV в своей книге «Как быть счаст- ливым в меняющемся мире». – Это стремление не зависит от культурных различий, образова- ния и религиозной принадлежности. Всем своим существом мы желаем радости и хотим быть до- вольными жизнью. Но радость часто мимолетна и труднодостижима; она как бабочка, что садится на нас и через миг улетает». Как преуспеть и справиться с синдромом упущенных возможностей – символом цифро- вой эпохи? Социальные сети – Facebook, Twitter и Instagram – часто заставляют нас чувствовать себя более связанными с деятельностью друзей, врагов, коллег по работе и сверстников, которые буквально врываются в нашу спокойную и разме- ренную жизнь своими постами, переворачивая ее вверх дном. Профессор психологии и поведенческой эко- номики в Университете Дьюка Дэн Ариэли на- писал книгу «Предсказуемо иррациональный», где говорится, что мы начинаем бояться нашего неверного решения о том, как провести время. Общество / 113 КУЛЬТУРА & ИСКУССТВО

RkJQdWJsaXNoZXIy MjQ5NDM=