Russian Emirates #95 (January-February 2020)

Мои работы – это будто срезы моих внутренних состояний, ведь, как и любой человек, я постоянно меняюсь. Но я от- четливо осознаю, что любому художнику важно быть настоящим, не отрываться от своих корней. Любая настоящая вещь будет интересна всегда и везде. А когда ты вычис- ляешь настроение публики и делаешь под нее синтетический продукт, люди это сразу чувствуют. Иногда кажется, что в наше время так много синтетических продуктов, что настоящий талант не может пробиться. Даши: Здесь к сожалению, рецептов нет. Молодые художники часто приходят ко мне за советом, как к простому сибирско- му парню, которому удалось пробиться. Но, повторюсь, рецептов тут нет, так как многие вещи происходят из нематериаль- ных сфер. Да и невозможно, чтобы из 100 студентов все стали великими художника- ми. Или, даже родители хотят, чтобы дети реализовались в сфере творчества, они мо- гут предпочесть совершенно другую про- фессию. Сегодня многим художникам при- ходится искать направления творче- ства, которые приносят доход, и не так часто людям удается заработать тем, что им по-настоящему нравится делать. Даши: В современном искусстве действи- тельно ярко выражена тенденция, когда люди находят какую-то фишку и эксплу- атируют ее до конца, чтобы быть узнавае- мым и увеличивать свою значимость. Но для меня это всегда было непонятно. Мне кажется, что для художников и творцов это огромное внутреннее ограничение. Худож- ники, наоборот, должны постоянно экспе- риментировать, искать новые формы, пути. Мне повезло – я занимаюсь тем, что умею и люблю. Бывает, люди годами ищут свои почерк, свой стиль. Я никогда его не искал – просто жил тем миром, который существу- ет у меня внутри, чувствовал форму от при- роды. Это для меня естественное состояние. При этом я каждый раз испытываю волнение перед новой средой, новой стра- ной, но, с другой стороны, мне безумно интересно и любопытно ездить и изучать разные культуры. Для меня проживание в других странах сродни эксперименту, и при том, что это огромный стресс, я понимаю, что эти шаги необходимы, потому что это раздвигает границы. То, что сохранилось у меня в душе от предков, я каждый раз сме- шиваю с чем-то современным, будь то Ита- лия, Англия или вот теперь Арабские Эмираты. Это и правда случилось в одночасье? Даши: Да, именно так. До 33 лет мой мир был закрытым, но после той первой выстав- ки все резко поменялось. То есть до 7 лет у меня был один мир, после произошел пер- вый «взрыв», когда я пошел в школу-интер- нат в деревне, не зная русского языка. Имой гигантский мир сжался до «белого листа», который меня сильно сковал и с которым мне было тяжело жить вплоть до взросло- го состояния и даже, возможно, до сих пор. Потом мой мир изменился в 33 года, когда состоялась первая выставка, которая, по странному стечению обстоятельств, мгно- венно принесла мне успех. А как вы сами можете это объяс- нить? Даши: Я и сам не очень понимаю. Мне ка- залось, что мое творчество будет интересно узкому кругу лиц, бурятам, монголам, лю- дям, проживающим в сибирском регионе, в Забайкалье, которым это было близко по духу, а другим не будет интересно совсем. Сейчас, спустя много лет, я понимаю, что работы моей первой выставки отражали то внутреннее состояние, которое я тогда пере- живал, – оно присутствовало в каждом объ- екте. Это было чистое наследие моих пред- ков, все то, что я впитал от них в детстве. И все те работы были раскуплены. Сложно ли было принятьтак вне- запно свалившийся успех? Даши: По своей религии я буддист, и мой духовный учитель сказал мне слова, кото- рые я запомнил на всюжизнь. Он сказал, что мой талант – это заслуга моих предков, в которых многие поколения копилась сила, и теперь она в концентрированном виде проявилась во мне. С тех пор я никогда не зазнавался, у меня не было головокружения от успехов, так как я осознал, что являюсь всего лишь инструментом. Откуда к вам приходятте формы и образы существ, зачастую словно из по- тустороннего мира, которые вы вопло- щаете в своих скульптурах? Даши: Они приходят из мира, который трудно описать привычными словами. Об- разы просто возникают, они живые и под- вижные, и я начинаю раз за разом зарисо- вывать их карандашом в блокнот, который у меня всегда с собой. Причем в каждую новую страну я беру новый блокнот. Вот ви- дите, в блокноте из Абу-Даби уже образова- лось множество эскизов ( Даши демонтиру- ет блокнот, где почти на каждой странице красуется какое-то диковинное существо, поражающее своей грацией, утонченностью и удлиненностью форм, так свойственными его стилю ). Культура и искусство / 93 КУЛЬТУРА & ИСКУССТВО

RkJQdWJsaXNoZXIy MjQ5NDM=