Russian Emirates #98 (November-December 2020)

ИНТЕРНЕТ ПОРОДИЛ ПЛАНЕТАРНЫЙ СВЕРХРАЗУМ, ОБЪЕДИНЯЮЩИЙМИЛЛИАРДЫ ЛЮДЕЙ СО ВСЕГОМИРА. И БЕЗОБИДНЫЕ НА ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАР- ДИНАЛЬНО ИЗМЕНИЛИ СОЦИУМ. НАСКОЛЬКО ЭТО ОПАСНО И КАКИЕ УГРОЗЫНЕ- СЕТ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ? ПРИ РАЦИОНАЛЬНОМИСПОЛЬЗОВАНИИ ОНЛАЙН-СООБЩЕСТВО ОЧЕНЬ ПОЛЕЗНО, НО В СЛУЧАЕ ХАЛАТНОСТИ ТАКОЙ «ПРОГРЕСС» СПОСОБЕН ВЫЗВАТЬ ДЕГРАДАЦИЮСОЦИУМА, КОТОРУЮЛЕГКОМОЖНО СОПОСТАВИТЬ С АНТИУТОПИЕЙ, ИЗОБРАЖЕННОЙ В ФИЛЬМЕ «ИДИОКРАТИЯ». В социальных сетях зачастую создается вир- туальный образ человека, не всегда соот- ветствующий реальному. Хорошо это или плохо? Вопрос спорный, поскольку зависит от многих факторов. В первую очередь следует ответить на три вопроса: кто, зачем и как использует социальные сети? Здесь можно провести параллель с обычным калькуля- тором. Для взрослого человека этот инструмент – без- условное благо, позволяющее оптимизировать рабочие процессы. Для школьника, особенно ученика младших классов, – зло, которое не дает полноценно развиваться логическому мышлению. Аналогично и онлайн-реаль- ность в одних случаях может оказаться полезной, а в других – навредить. В самой популярной социальной сети – Facebook – уже примерно 2,5 млрд пользователей. Реальное их число определить сложно, ведь обилие «ботов», или не- настоящих аккаунтов, портит статистику. Но даже если эта цифра на порядок меньше, все равно мы имеем дело с явлением планетарного масштаба, все больше набира- ющим обороты. Что же принесли обществу социальные сети? Во- первых – ускорение глобализации. Во-вторых, как это ни парадоксально, – изоляциюмногих людей. Все сидят дома, уткнувшись в свои гаджеты. Если раньше родите- ли наказывали своих детей, не разрешая им гулять, то теперь наказывают, выгоняя на улицу и отбирая теле- фоны и планшеты. О какой социализации может идти речь, если живое общение с детства заменяет монитор? А с распространением пандемии коронавируса и вовсе вышла из рамок педагогической компетенции, превра- тившись в масштабную социальную проблему. Теперь во многих странах на государственном уровне введены ограничения на живое общение, подталкивающие лю- дей с головой окунуться в онлайн-мир. Что это прине- сет? Еще большую виртуализацию общества, ускорение социальной эволюции в сторону «человека кликающе- го», как тонко подметил русский философ Владислав Тарасенко. Мыслитель развил идею своего европейско- го коллеги Карла Поппера о бытности трех миров: фи- зических вещей, осознанных переживаний и логиче- ских содержаний (книги), которые теперь пополнились четвертым миром – медиакультуры и Интернета. Но как это отобразится на обществе? Текст: Игорь Лядский, ученый, писатель, журналист Общество / 85 КУЛЬТУРА & ИСКУССТВО

RkJQdWJsaXNoZXIy MjQ5NDM=