Russian Emirates #103 (January-February 2022)

Само это искусство развивается уже больше тысячи лет и тесно связано не только с зарождением исламской цивилизации, но и с появлением новых письменных принадлежностей, а также с изменением взглядов на геометрию и космологию. Сегодня каллиграфия обретает новуюжизнь в ис- кусстве и творчестве и предстает порой в совершенно новом формате. Такие арт-объекты, как золотое яйцо во дворце Qasr Al Watan в Абу-Даби или арт-скульптура в отеле Address Beach JBR художника Маттара бин Ла- хеджа, не говоря уже о фасаде Музея будущего в Дубае, придает каллиграфии совершенно новое звучание. К тому же все чаще каллиграфические символы в наши дни можно увидеть в коллекциях одежды и аксессуа- ров современных ближневосточных дизайнеров, таких какMeera Toukan, Canava, Nawal Masri или Exhale. Хотя арабская каллиграфия естественно находит отклик у носителей языка, все дизайнеры говорят, что они рады видеть, что их работы часто привлекают и клиентов не- арабского происхождения. Своей формой каллиграфия притягивает и интригует тех, кто с ней сталкивается, независимо от того, понимают ли люди смысл написан- ного или нет, и, как следствие, это заставляет их больше узнать о культуре и традициях. А значит, эстетика кал- лиграфии позволяет ей быть одним из самых простых способов погрузиться в мир искусства, культуры и исто- рического наследия. Çíà÷èìîñòü Во времена исламского Золотого века на берегах реки Евфрат, примерно в 170 километрах к югу от Багда- да, располагался иракский город Куфа. Он был изве- стен как важнейший центр образования и культуры, а теперь практически полностью поглощен городом Наджаф.Город Куфа дал название куфическому стилю каллиграфии – самому раннему из универсальных кал- лиграфических стилей и самому популярному шрифту для записи Корана. Многие из первых сохранившихся копий священной книги, включая Голубой Коран (руко- пись IX века, изготовленная, как считается, в Испании) и манускрипт Топкапы (самая старая из относитель- но полных сохранившихся копий Корана), написаны именно этим шрифтом. Благодаря своему геометрическому изяществу ку- фическое письмо также отлично подходит для украше- ния зданий: один из самых древних его образцов – это 240-метровая надпись из Корана внутри Купола Скалы в Иерусалиме. Но самый старый пример, как сказано в заявке Саудовской Аравии вЮНЕСКО, датирован 644 годом. Это гравировка на скале возле Аль-Улы в Сау- довской Аравии, на древнем торговом и паломническом пути между Аль-Мабиятом иМадаин-Салихом. Она известна как «Надпись Зухайра» и содержит дату смер- ти Умара ибн Аль Хаттаба, второго халифа Праведного халифата. Как именно возник куфический стиль и что ему предшествовало, доподлинно не известно. Считается, что арабский алфавит развился из алфавита языка наба- теев – арамейского диалекта, который использовали полукочевые арабские племена, населявшие север Ара- вии, юг Ливана и Синайский полуостров начиная при- мерно с IV века до нашей эры. Работа художника Zepha @zepha1 86 / Art & Culture ART & CULTURE RUSSIANEMIRATES.COM

RkJQdWJsaXNoZXIy MjQ5NDM=