Russian Emirates #114 (May-August 2024)

ДЕМОНИЗИРОВАННЫЙМАРКЕТИНГ ПОДОБЕН БЕДНОМУ РОДСТВЕННИКУ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК. И ХОТЯ СФЕРА ЕГО ВЛИЯНИЯ В НАШИ ДНИ ПРОДОЛЖАЕТ РАСШИРЯТЬСЯ, ОН ВСЕ ЕЩЕ НЕ ПРИНИМАЕТСЯ КАК СЕРЬЕЗНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ. И НА ЭТО ЕСТЬ СВОИПРИЧИНЫ. «M аркетинг – это не доми- нирование, это сила со- блазнения». Так в 2022 году написал в своей кни- ге «Видимая рука рынков. Критическая история маркетинга» французский социолог, эко- номист и журналист Тибо Ле Тексье, который вплотную иссле- довал эту тему, включая и критику маркетинга. По его словам, с 1940-х по 1960-е годы мыслителями как левого, так и правого толка развивался целый критический дискурс об обществе по- требления, в котором заявлялось, что с потребителями обра- щаются как с товаром; что они отчуждены и «овеществлены» обществом потребления, которое эксплуатирует их инстинкты и страсти; что их обманывают, мистифицируют, промывают им мозги…Эти критики также переработали страхи Второй мировой войны: общество потребления сравнивали с инстру- ментами пропаганды, которые позволяют элитам манипули- ровать массами для собственного удобства. ҨҩҜҒ ҖҚҥґҨ٥ پ ҆ѳҊ҃ѺҌѿ҇Ѷ ٲ ҝҌ҈ ҇Ѻ Ҍ҈҅Җ҃҈ ҈ Ҍ҈ً҆ ҃ѳ҃ѿѺ ҉Ҋ҈ѹҍ҃ҌҘ ѵҘ ҉Ҋ҈ѹѳѺҌѺً ҇҈ ѿ ҈ Ҍ҈ً҆ ҃ѳ҃ҍҢ ѿҋҌ҈ҊѿҢ ѵҘ Ҋѳҋҋ҃ѳѾҘѵѳѺҌѺِ ҝҌѳ ѿҋҌ҈Ҋѿң ҋ҈ѾѹѳѺҌ ҍ҇ѿ҃ѳ҅Җ҇ҘҀ ҈ѴҊѳѾ ҉Ҋ҈ѹҍ҃Ҍѳ ѵ ҋ҈Ѿ҇ѳ҇ѿѿ ѿ ҋѺҊѹҒѳҐ ҉҈ҌҊѺѴѿҌѺ҅ѺҀ ٿ Книги, критикующие общество потребления, до сих пор очень хорошо продаются: «Одинокая толпа» Дэвида Рисмана (1950), «Общество изобилия» Джона Кеннета Гэлбрейта (1958), «Скрытые убеждающие» Вэнса Паккарда (1957) – все это бестселлеры, переведенные на многие языки мира. Критика общества потребления стала модной темой. Радио, телевидение, спортивные шоу начали рассматриваться как то, что отвлекает людей от чтения. Еще в XIX веке появление мюзик-холла или детективного романа тут же породило разговоры об упадке высокой культуры, нивелировке, утрате иерархии между благородным и пошлым... Почти такуюже критику мы слышим и сегодня в адрес Instagramили TikTok, которые, как говорят, сокращают длительность концентрации нашего внимания до менее чем сорока секунд, тогда как чтение книги требует времени и сосредоточенности. Большинство потребителей – женщины, поэтому маркетинг изобра- жается как искусство управления представительницами прекрасного пола. Критики общества потребления утверждают, что женщины доверчивы, эмо- циональны, легкомысленны и страдают шопоголизмом. Некоторые считают, что домохозяйки загипнотизированы медиа и телевидением и ими искусно манипулируют. Общество / 87 КУЛЬТУРА & ИСКУССТВО

RkJQdWJsaXNoZXIy MjQ5NDM=