-* '& 45:-&
$ 6 - 5 6 3 &
??©¤? ¦?¦?§?©¤¦?
Сергей Образцов родился в Москве в самом нача-
ле нашего столетия – в 1901 году, и принадлежал к тем
гениям, которые пытались очеловечить этот поистине
«железный век». Его друзьями, знакомыми, соратниками
были: Гордон Крэг, Соломон Михоэлс, Чарли Чаплин,
Джим Хенсон, Жерар Филип, Жан-Поль Сартр, учителя-
ми – Станиславский и Немирович-Данченко. Уже, будучи
звездой эстрады 20-х годов, покорив сотни тысяч зрите-
лей своими пародийными «романсами с куклами», он в
1931 году основал и возглавил Центральный театр кукол,
который сегодня носит его имя.
Говорят, что театр начинается с вешалки, но театр Об-
разцова начинается с…Музея театральных кукол. Зрители
приходят в него задолго до начала спектакля и с интересом
рассматривают уникальную коллекцию. Датой основания
Музея принято считать 16 сентября 1937 года, когда театр
расстался с «бродячей жизнью» и получил собственное
здание на площади Маяковского, где было все необходи-
мое для работы: зрительный зал, мастерские, помещения
для репетиций, но, кроме того – балкон в зале. Поскольку
в кукольном театре зрительские места располагать на
балконе нельзя, иначе виртуозная работа перестанет быть
секретом для зрителей, то было решено расположить на
отгороженном от зала балконе выставку кукол.
В 1970 году театр переехал в новое здание на Са-
довом кольце – архитектурный комплекс, ставший
эталоном для всех стационарных театров кукол мира
(сложный раздвижной занавес, трансформирующиеся
стены зала, позволяющие «окружить» зрителя кукла-
ми, «бегающий» звук). А великолепные металлические
часы, украшающие фасад, стали «визитной карточкой»
театра. Каждый час поочередно открываются дверцы
в домиках-ящичках вокруг циферблата и двенадцать
животных – сказочных персонажей – приветствуют
под музыку «Во саду ли, в огороде» собравшихся пе-
ред театром зрителей и просто прохожих. Все вместе
животные появляются лишь дважды – в полдень и в
полночь.
Театр, сегодня носящий звание Государственного
Академического и имя своего создателя, известен
пьесами на темы русских народных и зарубежных
сказок: «По щучьему веленью», «Морозко», «Буратино»,
«Маугли», «Волшебная лампа Алладина» для детей,
спектаклями «Дон Жуан», «Маленькие трагедии»,
«Пиковая дама» для взрослых. В 1946 году в результате
эксперимента возник самый знаменитый шедевр
Образцова, занесенный в «Книгу рекордов Гиннеса»
– сатирическое обозрение «Необыкновенный концерт»,
широко использующее пародийные возможности кукол.