36
LIFE STYLE
RUSSIAN EMIRATES
NOVEMBER - DECEMBER 2007
HERITAGE
БЛИЗЯЩИЙСЯ К ЗАВЕРШЕНИЮ 1428-Й МУСУЛЬМАНСКИЙ ГОД ОТКРЫЛ
ЧЕРЕДУ ИСЛАМСКИХ ПРАЗДНИКОВ. МУСУЛЬМАНЕ ТРИ ДНЯ ОТМЕЧАЛИ
В ОКТЯБРЕ ИД УЛЬ-ФИТР (ПРАЗДНИК РАЗГОВЕНЬЯ). ПОСЛЕ ТЯЖЕЛОГО,
ПРОДОЛЖАВШЕГОСЯ В ТЕЧЕНИЕ МЕСЯЦА ДНЕВНОГО ПОСТА, ПРОХОДИВ-
ШЕГО ПРИ 40-ГРАДУСНОЙ ЖАРЕ, ЭМИРАТСКОЕ ОБЩЕСТВО РАССЛАБИ-
ЛОСЬ И ПОДОБРЕЛО.
Одно из главных торжеств мусульман-
ского года наступило 13 октября с пер-
вым рассветом лунного месяца шавваля,
который вознес на ночное покрывало
этого дня свою серебряную лодочку,
ознаменовавшую окончание рамадана.
В исламской общине мира есть
два традиционных, общих для всех
мусульман ежегодных религиозных
праздника – исполненных богопочи-
тания, добрых, сытных и веселых для
каждого мусульманина, независимо от
его положения в обществе и состоя-
ния кошелька. Вся мусульманская
община канонами веры призвана сделать
праздничные дни радостными для всех.
Долго живущие в Эмиратах иностранцы
уже не удивляются, когда в праздничный
день раздается звонок в дверь, и сму-
щающиеся, нарядные дети предлагают им
блюда с приготовленными угощениями –
Аллах велит делиться едой.
Казалось бы, по сравнению с христи-
анским календарем праздников в исламе
мало. Но, во-первых, они длятся 3-4
дня, а в некоторых случаях и в отдель-
ных странах даже больше недели, а,
во-вторых, праздничной считается и каж-
МУСУЛЬМАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ.
«Что толку от ночи,
если в ней нет звезд»?
/ Автор: Виктор Лебедев /
дая пятница, являющаяся, по сути дела, третьим
праздником, который наступает еженедельно.
В местных религиозных гуляньях участвуют
все – от мала до велика. Более того, исламские
богословы (улемы) утверждают, что праздничные
дни «поминания Аллаха, благодарения, всепро-
щения и щедрости» отмечаются и в раю, обита-
тели которого по утренней росе, а позже при
вечерней прохладе встречаются с Аллахом.
Каждый из праздников по-арабски называ-
ется «ид». Следующий за разговеньем праздник
приходит через десять недель после первых
религиозных торжеств года. В десятый день
последнего месяца года Хиджры – «зу-ль-
хидджа», в начале которого совершается обяза-
тельное для каждого мусульманина паломниче-
ство в Мекку, наступает другое торжество – «Ид
уль-Адха» (Праздник жертвоприношения).
В основе слова «ид» лежит глагол
«аада» (возвращаться, посещать, наве-
щать). Арабские филологи говорят,
что праздники называются «идами»,
потому что «каждый год возвращают-
ся с новыми радостями». Название
праздника разговенья восходит
к арабскому корню «фатара» –
завтракать, прерывать пост,
разговляться. Это первый день,
когда мусульмане едят и пьют
днем после поста. Духовный
праздник служит вознаграж-
дением для тела, перенесшего
физические испытания.
У мусульманских празд-
ников есть свой особый
пафосный настрой, религи-
озное содержание и сугубо
семейное настроение.
Есть общие предписания
и запреты. В основе лежит
традиция, заведенная про-
роком Мухаммедом ибн
Абдаллой.