Russian Emirates # 22 (November - Desember 2007) - page 38

38
LIFE STYLE
RUSSIAN EMIRATES
NOVEMBER - DECEMBER 2007
HERITAGE
КАЖДЫЙПРАВОВЕРНЫЙ
ДОЛЖЕНСЛАВОСЛОВИТЬ В
ГОЛОСИСАМОСТОЯТЕЛЬНО,
НИКОГОНЕ КОПИРУЯ, НИЗА
КЕМНЕ ПОВТОРЯЯ. ТОЛЬКО
ТАКИМОБРАЗОМОНЛИЧНО
ВОЗВЕЛИЧИВАЕТ АЛЛАХА,
ПОДТВЕРЖДАЕТ СВОЕ
СОБСТВЕННОЕ ПОКЛОНЕНИЕ
ЕМУИБЛАГОДАРИТ ЕГО
странствующие путники. Бедняк в жертвопри-
ношении может не участвовать.
Ритуал жертвоприношения перенесен
в ислам вместе с легендой об Ибрагиме
(Аврааме), заимствованной из библейского
сюжета. Во времена невежества жертвы при-
носили прямо возле Каабы и вешали на нее
мясо. С этим давно покончено. В течение
последних десятилетий жертвоприношение
в святых местах ислама в Саудовской Аравии
абсолютно централизовано и осуществляется
на государственных бойнях. В Эмиратах закла-
ние животных вне специально отведенных для
этого мест пресекается.
Жертвовать можно ягненка с шести-
месячного возраста, годовалого козленка,
5-летнего верблюда и 4-летнюю корову.
Домашняя птица не относится к «благодеян-
ным животным» и не может быть жертвенным
даром. Овцы и козы в странах Аравийского
полуострова считаются более предпочтитель-
ными жертвами, чем верблюды и коровы. В
ряде стран жертвование 5-летнего верблю-
да стоит на первом месте. За верблюжьим
выбором следует заклание коровы, и только
потом – овцы или козы. Жертвенные живот-
ные не должны иметь физических изъянов.
Ветеринары проверяют уши, зубы, глаза, ноги
и даже хвост, бракуют ущербных животных.
Праздник жертвоприношения в России
известен в тюркском названии «Курбан
Байрам», где курбан – жертва, а байрам –
праздник. У арабов он называется Ид аль-Адха.
Суть названия та же самая. В некоторых странах
совмещаются элементы тюркского и араб-
ского названий, например, «Курбан ейт» – в
Казахстане и «Эйде горбан» – в Иране. Жертвы
везде приносятся с обращенными в сторону
Мекки словами «Боже! От Тебя и Тебе! Прими!»
Главные события праздника проходят в
окрестностях Мекки в долине Мина, которая
была первым местом заклания жертвенных
животных. Вся ее территория объявлена про-
роком Мухаммедом «Алтарем Аллаха». Он сам
за два месяца до своей кончины в 632 году при-
нес здесь в жертву 63 верблюда – по одному за
каждый год своей близившейся к концу жизни.
От имени сопровождавших его тогда девяти
жен он принес в жертву коров. «Пейте и ешьте,
и наслаждайтесь», – провозгласил пророк.
Преемники Мухаммеда во главе первого
исламского государства – «халифы» закалывали
в день жертвоприношения у входов в свои
дворцы в Дамаске, а затем в Багдаде и Каире,
семь десятков верблюдов. Жертвенное мясо
раздавалось во искупление грехов всем желаю-
щим и приносящим поздравления.
Закат и жертвоприношение – материаль-
ные обязанности мусульманина, призванные
сделать религиозные торжества счастливыми
для всех членов общины. Праздники красят
год. «Что толку в ночи, если в ней нет звезд», –
говорят арабские мудрецы.
Еще до праздничной молитвы мусульманин
должен внести дань разговенья (закат уль-
фитр) – десятину. Предполагается, что она дает
постившемуся очищение. Внесение дани раз-
говенья – обязанность каждого члена общины.
Вносить ее можно только едой. Тот, кто рас-
щедрился на деньги, должен дать и съестное.
Приверженцы ханифитского толка допускают
внесение заката деньгами.
Пророк Мухаммед рекомендовал в каче-
стве дани разговенья перед молитвой «меру
фиников, меру ячменя, пшеницы или риса
с каждого раба и свободного, мужчины и
женщины, большого и малого из мусульман».
(Арабская мера сыпучих тел, называемая «саа»,
составляет четыре пригоршни мужчины сред-
ней руки, что при отмеривании пшеницы рав-
няется 2176 граммам). Современники пророка
говорят, что они давали также меру творога,
меру изюма. Достаточно сделать это для одного
бедняка. «Накормить бедного» – это главное.
Не рекомендуется отдавать закат родственни-
кам, соседям, обмениваться закатом или еже-
годно отдавать его одним и тем же людям неза-
висимо от их финансового положения. Дань
разговенья можно направлять в другие города
и страны в случае, если в месте внесения зака-
та нет бедных. Закат можно даровать в любой
день рамадана и не только мусульманам, но
и представителям других верований, которые
живут среди мусульманской общины.
Глава семейства может внести закат за
всех, но лучше, если каждый член семьи
делает это самостоятельно уже за день-два до
праздника. То, что пожертвовано до молитвы,
это закат, а вот то, что подано после нее, – уже
милостыня. Поэтому проявление щедрости не
стоит затягивать. Самое позднее время внесе-
ния заката это – праздничная молитва.
Другое дело – «Ид аль-Адха» (Праздник
жертвоприношения). Если закат разговенья
распределяется до молитвы, то жертвы при-
носятся только после нее. Поспешивший,
опередивший молитву должен совершить
заклание снова. Жертвы приносятся в течение
4 дней, начиная с 10-го зу-ль-хидджа, сразу
после «Великого стояния» паломников на горе
Арафат, которое является главным сакральным
действием хаджа. Первый день жертвоприно-
шения называется Яум ан-Нахр (День заклания).
Праздник жертвоприношения начинается
с молитвы и проповеди. Потом приносится
жертва. Она и идет на завтрак. Те, кто не мог
принести жертву в первый день, делают это во
второй и третий дни. Жертвенное мясо идет
в пищу самому жертвователю, раздается в
качестве милостыни и заготавливается впрок.
Продавать его нельзя. Треть идет жертвовате-
лю, треть – беднякам и треть – друзьям.
Жертвовать должны все, кто имеет достаток,
свободные и рабы, мужчины и женщины, жена-
тые и холостые, не только находящиеся в своем
поселении, в своей семье и своем доме, но и
FC...,28,29,30,31,32,33,34,35,36,37 39,40,41,42,43,44,45,46,47,48,...BC
Powered by FlippingBook