KAZAKHSTAN
БУДУЩЕЕ ГОРОДА
ʡʔʛʏʡʗʙʏ ʟʏʖʑʗʡʗʮ ʒʝʟʝʓʝʑ ʝʠʡʏʔʡʠʮ ʠʟʏʑʜʗʡʔʚlzʜʝ ʠʚʏʐʝʗʖʢʦʔʜʜʝʘǤ ʑ ʝʐʨʔʛʤʝʟʔ ʒʟʝʛʙʗʤ ʒʝʟʝʓǧ
ʠʙʗʤʞʟʝʐʚʔʛʔʓʑʏ ʠʚlsʧʜlsʜʔʛʜʝʒʝʦʗʠʚʔʜʜlsʔʓʝʑʝʓlsʠʡʟʏʡʔʒʝʑʗʣʢʡʢʟʝʚʝʒʝʑǤ ʜʝʠʚʔʓʢʔʡʞʟʗǧ
ʖʜʏʡlzǡ ʦʡʝ ʒʝʟʝʓʏʗʛʔʭʡ ʠʝʐʠʡʑʔʜʜlsʔ ʡʟʏʔʙʡʝʟʗʗʓʑʗʕʔʜʗʮǡ ʢʜʗʙʏʚlzʜlsʔʞʟʝʐʚʔʛlsʗʑʝʖʛʝʕʜʝǧ
ʠʡʗǡ ʐʔʖʗʖʢʦʔʜʗʮʙʝʡʝʟlsʤʗʤ ʡʟʏʜʠʣʝʟʛʏʥʗʮʛʝʕʔʡʝʐʟʔʠʡʗʤʏʟʏʙʡʔʟʜʔʝʐʟʏʡʗʛʝʘʓʔʒʟʏʓʏʥʗʗǤ
С
1999 по 2014 год больше всего уве-
личилась численность горожан в
Астане (на 149%) иШымкенте (на
63%), а в Алматы, к примеру, только на
34%. Основными причинами прироста
стали межрегиональная, внутриобластная
и международная миграция, как правило,
трудовая, а также рост рождаемости на юге
и западе страны. Всего же в 22 крупнейших
городах сегодня проживает порядка 7,5
млн казахстанцев, или 44%против 37% в
1999 году. Рост указывает на происходящие
процессы урбанизации. Однако верно ли
это утверждение?
ʑ˓ˈˏˢ ˗ˑ˓˔˃ˌ˕ˑ˅
Это скорее можно назвать, пользуясь
определением российского исследователя
Сергея Переслегина, «деурбанизацией».
Как он метко заметил: «После того, как
миллионы и миллиарды людей хлынули
в города из сел, они не стали от этого го-
родским населением, потому что никакие
города не были готовы к социокультурной
обработке такого количества мигрантов.
Интереснейшая загадка XX и XXI веков
– гигантские квадратные километры ин-
дустриальной застройки при отсутствии
города, городской культуры и городских
типов деятельности.
На сегодняшний день реальных го-
рожан меньше, чем в 1960-е годы». По
мнению ученого, городская среда фор-
мируется на основе трансцендентности
(неутилитарности). «Если нет неутили-
тарности, человек начинает чувствовать
неудовлетворенность – «трансцендент-
ный голод», заниматься культурными
формами мародерства. Трудно объяснить
людям, что нельзя плевать в фонтан, ис-
ходя только из запретов. Такой человек
скажет, что нет правил и законов, запре-
щающих плевать в фонтан, а, если есть, он
готов заплатить штраф.
Текст:
Талгат Ергалиев
COMMUNITY
46 /
SEPTEMBER – OCTOBER 2015 /
BUSINESS EMIRATES