САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Поэтому вести переговоры, начиная с
финансового измерения взаимодействия,
–не очень эффективно. Есть арабская по-
словица: «Положи деньги туда, где тымо-
жешь их потрогать». Также важно, что в
исламе взимание финансового процента
запрещено–нельзя делать деньги из денег,
что, кстати, соответствует основамправо-
славия. Этот запрет приводит к меньшему,
чем в классической западной капитали-
стическоймодели, развитиюбанковского и
спекулятивнофинансового бизнеса и, сле-
довательно, формы сотрудничества в этой
сфере менее развиты.
Арабская сторона положительно оце-
нивает первыйшаг – создание присутствия
(компании, представительства) в арабской
стране происхождения партнера. Это при-
сутствие необязательно должно быть про-
порциональным размерампотенциальной
бизнес-операции или проекта. Нофакт
практического доверия к арабскому пар-
тнеру является лучшим вариантом для на-
чала разговора о более значительноми дол-
госрочном сотрудничестве.
Обе стороны диалога – арабы и рос-
сияне – склонны к гипертрофирован-
ным обещаниям в начале бизнес-диалога,
апеллируя не только к своим реальным
возможностям, но и положению в обще-
ственной системе. Показывая свою от-
носительную значимость, обе стороны
склонны скорее обещать больше, что не
всегда соответствует реальным возможно-
стям и приводит к чрезмерным ожидани-
ям. Трудности представляют собой значи-
тельное количество компаний-однодневок
в России и большая доля серого и черного
бизнеса: это заранее настраивает некото-
рых участников взаимодействий на обман
контрагента. Упуская элемент дополни-
тельной проверки контрагента из-за ссыл-
ки на рекомендованный характер контак-
та, обе стороны ставят себя и свой бизнес в
более рискованное положение. С арабской
стороны появление компаний-однодне-
вок является следствием нестабильности,
привнесенной так называемой Арабской
весной, более похожей на Арабскую зиму.
Контроль – это мера доверия.
У арабов и россиян существует значи-
тельное количество посредников, стре-
мящихся не только свести две стороны
бизнес-проекта, но и контролировать его
реализацию. Вследствие малой прозрач-
ности экономических сообществ с обеих
сторон посредники играют значительнуюи
не всегда положительнуюроль. С этим свя-
зано значительное количество неудачных
бизнес-операций, скандалов и разочаро-
ваний в перспективах выстраивания отно-
шений. Обе стороныобвиняют друг дру-
га, аргументируя неудачи низкой деловой
культурой противоположной стороны.
Дополнительную негативную роль
играет антироссийская компания – «ре-
кламируемые» в западных СМИ риски,
коррупция, плохая экология, высокий
уровень преступности и т.д., в тоже время
присутствие российских СМИ в арабских
странах незначительно (сейчас ситуация
улучшается с появлениемRussia Today).
Практически полное отсутствие прямых
каналов коммуникаций является прямым
препятствием для развития торгово-эко-
номического сотрудничества.
Впоследнее время на фоне кризиса от-
ношениймежду Россией и Западом рос-
сийские предприятия и власти стали про-
водить больше мероприятий в арабских
странах для налаживания конструктивно-
го сотрудничества. Проблема заключается
в незнании потенциальных арабских пар-
тнеров, неподготовленностимаркетинго-
вых исследований, неготовности создать
офис для постоянного присутствия в стра-
не и поддержания постоянного режима ди-
алога с потенциальными партнерами (го-
товность работать в форме периодических
визитов, что контрпродуктивно). В этих
условиях масштабные государственные
выездные экономические миссии имеют
ограниченнуюэффективность.
Общее отношение к России в арабских
странах положительное, но отсутствие
практических механизмов взаимодей-
ствия, партнеров с рабочими, а не декла-
ративными предложениями-проектами
приводит к усталости от контактов и пре-
вращениюдвусторонних мероприятий в
театральные представления. Потенциал
торговли и инвестиционно-финансового
сотрудничества между Россией и арабски-
ми странами очень велик. Эта динамика
оцениваемого потенциала также связана с
растущей исламофобией в странах Евро-
пейскогоСоюза. Россияне понимают куль-
туру ислама, многие из них сами являются
мусульманами.Мыпонимаем, что экстре-
мизмне связан с религиозным выбором, а с
формой антисоциального поведения.
Однако для использования положи-
тельного потенциала необходимо выстраи-
вать прямые коммуникационные каналы,
создавать объектыкультурного присут-
ствия, способствовать диалогу представи-
телей гражданских обществ. Необходимо
заранее, перед первой встречей с бизнес-
партнером определить список тем-табу,
опираясь на мнение экспертов, литерату-
ру, чтобыне допустить непростительных
ошибок в поведении. Есть только один
шанс произвести первое впечатление.
В этих условиях торговля будет осно-
вываться на понимании и доверии, а не
на страхе и обмане. Примеромпрактиче-
ской реализации диалога между религия-
ми является подготовка закона о долевом
финансировании в России, когда пред-
ставители православия и ислама работают
вместе, и очевидно, что объединяющее на-
чало более значимо, чем разделяющее.
Завоевание доверия требует времени. Россияне склонны к
более короткому периоду для доверительного знакомства,
арабы – к более длительному выстраиванию отношений с
временными паузами
ЭКСПЕРТ
ДЕЛОВЫЕ ЭМИРАТЫ
/ СЕНТЯБРЬ – ОКТЯБРЬ 2015
/ 53