Не радует факт, что обратная сторона туристичес-
кого направления - из ОАЭ в Россию - по многочис-
ленным причинам находится в зачаточном состоя-
нии. Происходит это потому, что не осуществляет-
ся должный контроль за деятельностью туристи-
ческих фирм, не используются все надлежащие
возможности туроператорами, нет согласованных
мер по развитию туризма на межгосударственном
уровне. В различные временные периоды туризм в
России из сферы деятельности министерства эко-
номики то изымался, то опять включался. Вопрос
до сих пор остается неурегулированным.
Теперь рассмотрим инвестиционное направление.
Эмираты являются очень крупным чистым экспор-
тером капитала, т.е. отток свободных денежных
средств из ОАЭ на несколько миллиардов долла-
ров в год превышает приток. Эмираты осуществи-
ли многомиллиардные инвестиции как прямые, так
и портфельные на Западе. И здесь существует
очень большое поле для деятельности и на рос-
сийском рынке, однако многие потенциальные ре-
ципиенты инвестиций из ОАЭ к ним ещё не готовы,
так сказать морально, т.е. организационно. Можно
привести пример крупного торгово-финансового
концерна Абу-Даби, который проявил заинтересо-
ванность в инвестировании в модернизацию Улья-
новского автомобильного завода, обусловив это
получением агентских прав на сбыт "внедорожни-
ков" УАЗ в странах региона, однако менеджмент
российского завода долгое время отказывался да-
же принять на заводе представителей арабской
фирмы, выдвигая абсурдные требования о предва-
рительном предоставлении бизнес-плана и заказе
существенного количества автомобилей, на кото-
рые даже не были предложены цены и стандартная
для ОАЭ техническая документация.
Какие мероприятия, представляющие Россию на
этом рынке, проводит ваш аппарат в ОАЭ?
Наша прямая обязанность - поддержка экспорта. В
государственном бюджете для этого выделяются
определенные средства, в том числе на такое нап-
равление, как поддержка участия российских про-
изводителей в зарубежных выставках. И в этом го-
ду впервые это было реализовано в Арабских Эми-
ратах на Дубайской Весенней Ярмарке. Ранее в од-
ной из дубайских технических выставок участвовал
Нижегородский станкостроительный завод. С на-
шей помощью ему удалось найти покупателя на
свою продукцию - несколько дорогостоящих стан-
ков были проданы различным металлообрабатыва-
ющим предприятиям эмирата Шарджи. Учитывая
то, что данная отрасль промышленности в Эмира-
тах ещё недостаточно развита, даже такое скром-
ное начало говорит о том, что наши станки конку-
рентоспособны на мировом рынке.
Около года назад прошли переговоры о примене-
нии в Арабских Эмиратах нового перспективного
российского самолета "Бериев-200", который се-
годня закупает Европа. Это амфибия, садящаяся и
взлетающая с воды, с основной сферой деятель-
ности в гражданской обороне и пожаротушении, но
применяющаяся и при пассажирских, и грузовых
перевозках. Хотя вопрос поставок в ОАЭ достаточ-
но сложный - на рынке доминирует американская и
европейская авиационная продукция - эти перего-
воры необходимо продолжать.
Что Вы можете сказать об экспорте в ОАЭ?
В этом году экспорт несколько сократился и пока
носит нерегулярный характер. В 2003 году Россия
поставила на рынок запасных частей для самоле-
тов ИЛ-76 на 40 миллионов долларов. В 2004 году
такой потребности уже нет. Также в 2003 году осу-
ществлялись поставки никеля в ОАЭ на 6 млн. дол-
ларов, который не используется в Эмиратах, его
перепродают в третьи страны, а ОАЭ является пе-
ревалочной базой. Теперь заинтересованности в
этом нет. Вместе с тем объективно мы можем сюда
поставлять прокат черных металлов, лесоматериа-
лы, бумагу и картон на стабильной и долгосрочной
основе.
Существует и несколько "экзотичная" причина от-
ражаемой в таможенной статистике нерегулярнос-
ти объемов экспорта в ОАЭ - причина организаци-
онно-административного характера. Вот вам такой
пример: в таможенной статистике отображена пос-
тавка пуговиц и кнопок в ОАЭ на 13 миллионов дол-
ларов. Достоверных данных у нас нет, но есть ос-
нование утверждать, что в данном случае произо-
шел псевдоэкспорт, имеющий целью незаконное
получение возмещения налога на добавленную
стоимость.
Другая позиция, вызывающая определенные сом-
нения, - это легковые автомобили. Есть статисти-
ческие данные об экспорте легковых автомобилей
в Арабские Эмираты на 10 млн. долларов. Но проб-
лема в том, что легковые автомобили нашего про-
изводства не могут быть ввезены в Эмираты по
причине несоответствия некоторым стандартам.
Это значит, что их либо вывезли из России, и, ми-
нуя Эмираты, отправили в какую-то третью страну,
либо, может быть, и вовсе оставили в России, реа-
лизовав на внутреннем рынке, опять таки, обойдя
уплату налога на добавленную стоимость.
И это не единичные случаи. Для того чтобы перек-
рыть подобные лазейки, в правительственных кру-
гах обсуждается ряд предложений, которые бы по-
высили прозрачность действий наших соотечест-
венников во внешнеэкономических связях. И когда
это произойдет, официальная цифра по экспорту
может и уменьшится, так как будет отображать
только реальные факты, но даст дорогу реальному
росту, основанному на конкурентоспособности
российских товаров.
Стремление помогать развитию деловых связей -
это важная составляющая двусторонних отноше-
ний. Благодаря и Вашим усилиям, торгово-эконо-
мические отношения России и ОАЭ динамично раз-
виваются. Надеемся, что огромные перспективы
для сотрудничества, которые имеются сегодня, бу-
дут реализованы Вами на новом качественном
уровне.
Беседовала И.Иванова.
RUSSIAN
EMIRATES
MAGAZINE
BUSINESS & POLITICS
16