Russian Emirates # 47 (January - February 2012) - page 46

LIFE STYLE
/ JANUARY – FEBRUARY 2012 /
Пройдя галерею Виктора-Эммануила мы
подошли к театру Ла Скала. Прежде на этом
месте стоял богородичный храм, возведен-
ный в 1381 году по желанию супруги Бернабо
Висконти, герцогини Беатриче-Реджины
делла Скала, и названный в её честь Санта
Мария дела Скала. Упраздненная церковь
уступила место театру, строительство кото-
рого началось в 1776 году.
Театр официальным образом открывался
дважды: в первый раз 3 августа 1978 года
постановкой оперы «Узнанная Европа»
Антонио Сальери; во второй – 11 мая 1946 г.
большим гала-концертом под управлением
Артуро Тосканини: таким образом миланцы
отпраздновали реставрацию театра после
тяжелых повреждений военного времени.
Всемирно признанный театр Ла Скала
всегда привлекал лучших музыкантов, дири-
жеров, певцов, сценографов. Беллини, Верди,
Пуччини – вот лишь несколько имен компози-
торов, часто предпочитавших миланскую сцену
для постановки своих премьер; много нынеш-
них звезд мировой оперной сцены получили
«путевку в жизнь» именно здесь. Из отечествен-
ных мастеров Н.А. Бенуа работал здесь главным
сценографом в течение нескольких десятиле-
тий прошлого века. В период с 2001 по 2004 гг.
под руководством архитектора Марио Ботта
в театре проводились работы по реставрации
и модернизации здания. Ботта модернизиро-
вал сцену, на которой теперь одновременно
могут проходить три действия. С площади
видны за торжественным фасадом Пьермарина
два новых корпуса, имеющих красивый внеш-
ний вид. При театре находится Театральный
музей Ла Скала, преобразованный в 2007 году,
в нем хранятся реликвии и предметы искусства,
связанные с историей театра и его героями:
от Тосканини до Верди и Россини.
Посетителей музея встречает очень
плотная экспозиция: стены сплошь увешаны
портретами композиторов, певцов, актеров
(в том числе, драматических), а залы застав-
лены бюстами, витринами с медальонами
и даже с такими вещами, как посмертные
маски, слепки рук, дирижерские палочки.
Из помещений музея можно пройти в одну
из лоджий театра.
Особенный интерес для русского посети-
теля представляет великолепный ростовой
портрет Джудитты Пасты в роли Анны Болейн,
написанный Карлом Брюлловым (художник
часто бывал в Милане, пользуясь покровитель-
ством графини Юлии Павловны Самойловой,
падчерицы миланца Джулио Литты, ставшего
видным российским государственным деяте-
лем). Среди других любопытных экспонатов –
подготовительная модель памятника Джакомо
Пуччини, сделанная в 1925 году итало-русским
скульптором Паоло Трубецким и, в том же
зале, портрет Рудольфа Нуриева, часто высту-
павшего в Милане (работы художника Аттило
Мело). Особое впечатление оставило фойе
театра, облицованное белым мрамором
с неоклассическим декором, в дни спектаклей,
особенно премьер, заполненное элегант-
ной публикой. Здесь установлены бюсты
Россини, Беллини, Верди и бюст Стендаля.
Подковообразный зал имеет пять ярусов,
с центральной королевской ложей и галереей,
которую обычно занимают самые изощрен-
ные меломаны, готовые к пристрастному
суду. Изумляют пышные декорации и лепнина,
а сцена, обрамленная гигантскими колонна-
дами, стала одной из самых больших в Италии.
Театр Ла Скала замыкает одноимен-
ную площадь, напротив палаццо Марино.
В 1872 году в центре Пьяцце делла Скала
водружен памятник Леонардо да Винчи,
со статуями его учеников у пьедестала (скуль-
птор Пьетро Маньи).
Мне посчастливилось попасть в театр Ла
Скала 7 декабря на открытие сезона, по давно
сложившейся традиции это торжество прово-
дится в день Святого Амвросия, небесного
покровителя Милана. Для премьеры была
избрана опера Ричарда Вагнера «Валькирия».
Исполнительницей главной роли была опер-
ная звезда Вальтрауд Майер (Зиглинда),
а также две главных партии исполняли россий-
ские артисты Екатерина Губанова (Фрите)
и Виталий Ковалев (Вотан).
Театр Ла Скала всегда славился своей
пунктуальностью. Сразу после третьего звонка
был открыт занавес, и все зрители зала на 4,5
часа погрузились в мир вагнеровских героев.
Отношение к постановкам Вагнера во все
времена, как у профессионалов, так и у зрите-
лей, было противоречивым. Выбор именно
этой части трилогии «Кольцо Нибелунгов»
для итальянского театра был также необычен.
Опера шла с двумя антрактами. Мои впечатле-
ния превзошли все ожидания.…Восторг хочется
выразить словами великого Стендаля, который
писал в своем дневнике: «Спешу в этот первый
в мире театр (Скала): там все еще идет Tesea di
Bronzo («Бронзовая голова»), и я могу полно-
стью насладиться представлением.…Театр этот
дышит величием и роскошью: здесь каждую
минуту видишь не менее ста рядовых певцов
или статистов, одетых так, как во Франции
одевают актеров на первых ролях. Для одного
из последних балетов сшито было восемьде-
сят пять костюмов из бархата и атласа. Затраты
огромные. Театр Ла Скала – это салон, где
бывает весь город. Люди из общества встреча-
ются лишь там: открытых приемов не бывает.
«Увидимся в Скала», – говорят друг другу,
назначая свидания по любому поводу…. 26
сентября 1816 года выхожу из Скала. Ей Богу,
восторг мой нисколько не уменьшается.
Я считаю Скала первым в мире театром, ибо
его музыка доставляет больше всего удоволь-
ствия. В зале нет ни одной лампы. Он освещен
лишь отраженным от декораций светом. Даже
вообразить невозможно что-либо более вели-
чественное, более роскошное, более впечат-
ляющее, чем архитектурные формы. Сегодня
вечером 11 раз меняли декорации»…
44
/
Travel Feature
FC...,36,37,38,39,40,41,42,43,44,45 47,48,49,50,51,52,53,54,55,56,...216
Powered by FlippingBook