Russian Emirates # 47 (January - February 2012) - page 44

LIFE STYLE
/ JANUARY – FEBRUARY 2012 /
К концу XIX века город превратился
в несомненный «локомотив страны» с быстро-
растущим населением. В первую очередь,
за счет внутренней эмиграции. Во-вторых,
после гражданской войны в России город
приютил многих беженцев, обретших тут
«вторую родину». Среди них писатель
Р. Кюфферле, поэт князь Г. Эристов, худож-
ники Борис и Геда Зуевы, видный деятель
старообрядчества С. Рябушинский, физик
А. Эйхенвальд, сценограф Н. Бенуа, протоирей
Аполлон Сморжевский и многие другие.
В конце 1920 года в Милане возникла
русская церковь в честь Cв. Николая
Чудотворца – единственная в Италии, учреж-
денная белоэмигрантами. В городе действо-
вало «Русское землячество с библиотекой»
Социально и политически активный город
стал и ареной зарождения итальянского
фашизма: именно в Милане 23 марта 1919 года
Бенито Муссолини основал свою первую
«фасцию» (в переводе с латинского «пучок» –
топорики древнеримских легионеров, символ
римской администрации), но и именно здесь,
на Пьяцце Лорето в апреле 1945 года, закончи-
лась история диктаторского режима (расстре-
лянный ранее дуче был повешен на этой город-
ской площади). Наибольшие потери и разруху
в Милан принесла Вторая мировая война, когда
в 1943 году безжалостные бомбардировки
англо-американской авиации разрушили 80%
городской территории, а также традиционные
производства Пирелли, Бреда, Альфа Ромео.
Но и в эти печальные времена миланцы проя-
вили свою известную волю к труду. В 1950-е
годы Милан стал возрождаться и вместе с ним
вся страна, явив миру так называемое «итальян-
ское чудо», когда Италия, поставленная было
на колени в результате военного разгрома,
вырвалась в число ведущих мировых держав.
День рождения в Милане
Планируя поездку в Милан в день
своего рождения, а также в предновогодние
и рождественские дни, я мечтала проник-
нуться и насытиться духом и величием трех
мировых шедевров: наивысшим символом
города – знаменитым миланским собором
Дуомо (его по праву считают «восьмым чудом
света»); базиликой Санта-Мария-делле-Грацие,
где в превращенной в музей трапезной
храма находится знаменитая «Тайная вечеря»
Леонардо да Винчи и всемирно признанным
театром Ла Скала, в котором выступали юный
Моцарт, Мария Каллас и другие знаменитости,
а также многочисленные нынешние звезды
мировой оперной сцены.
Мое знакомство с Миланом началось
в прохладный дождливый пасмурный день
декабря на площади Дуомо. Это символиче-
ское для города место, в центре которого
установлен эффектный конный памятник
королю-объединителю Виктору-Эммануилу II
работы Эрколе Розы (1878 год). На пьедестале
памятника, в соответствии со вкусами эпохи,
помещено несколько бронзовых барельефов,
иллюстрирующих борьбу итальянских патрио-
тов за освобождение от австрийского ига.
Кафедральный позднеготический Собор
Дуомо, весь облицованный мрамором, посвя-
щен Рождеству Девы Марии. Поражают
его размеры: 158 метров в длину, 93 метра
в ширину и 109 метров в высоту, с общей
площадью 11 тысяч квадратных метров.
На крышу собора организован подъем
на лифте и пешком: оттуда с террас и кровли
здания можно насладиться как прекрасными
видами города и его окрестностей (вплоть
до самых Альп), так и архитектурой самого
собора. Посетители Дуомо (кстати, в пере-
воде с испанского слово «дуомо» и означает
«собор») встречает грандиозное простран-
ство, состоящее из пяти нефов. Высокие
крестовые своды удерживают 52 гигантские
пучковые колонны, увенчанные серией ниш
со статуями святых, над которыми еще были
помещены статуи пророков.
В киоте у сводов хранится чтимый милан-
цами Святой гвоздь из Распятья Христова.
Согласно преданию, император Феодосий
преподнес его святителю Амвросию
Медиоланскому: хранимый вначале в церкви
Св. Феклы в 1461 году Святой гвоздь в каче-
стве одной из основных реликвий был поме-
щен в главный алтарь. Главный алтарь, освя-
щенный в 1418 году и отмеченный шпилем
в виде храмина, увенчанного статуей Христос
во славе, внутри которой – рельеф, несомый
четырьмя бронзовыми ангелами.
В одной из ризниц собора хранится
важнейшая святыня, выставляемая на главный
алтарь по случаю больших праздников – так
называемый Ковчег Апостолов. Изготовленный
в 1622 году по указу кардинала Федерико
Борромео, он имеет форму дерева, ветви
которого из серебра расходятся спиралями
и поддерживают хрустальные ампулы с части-
цами мощей всех двенадцати апостолов.
Сооружение Кафедрального собора (Дуомо)
в Милане началось в 1386 году по инициа-
тиве епископа Антонио да Салудзо. В резуль-
тате возник истинный символ города и один
из наиболее совершенных образцов итальян-
ской готики. В целом труды по возведе-
нию собора продолжались несколько веков:
в 1769 году был закончен его главный шпиль,
вызвавший всеобщее восхищение; в 1774 году
водружена венчающая шпиль 104-метровая
«Мадонина» (статуя Девы Марии). В 1810-1813 гг.
по желанию Наполеона был закончен фасад.
В 1858 году разобрана старая колокольня
собора; в 1906 году сооружены в централь-
ном портере с внутренней стороны бронзовые
двери с богородичными сюжетами. В ХХ веке тут
продолжались декоративные и реставрацион-
ные работы. Немногие из итальянских церквей
строились так долго и с такими трудностями,
как миланский собор. Однако, несмотря на это,
в итоге для него стало характерным единство
стиля и гармоничность форм, а также потря-
сающая и неиссякаемая фантазия его декора:
сотни крупных шпилей и множество мелких,
которые возвышаются повсюду, кажутся сказоч-
ным лесом, населенным скульптурами, камен-
ными чудовищами и персонажами из легенд.
Величественный собор Дуомо превратился
в истинную сокровищницу христианского искус-
ства: одних только резных фигур на фасадах
насчитывается свыше двух тысяч. Порой, его
называют «восьмым чудом света».
Галерея и театр
Покинув площадь Дуомо и пройдя сквозь
триумфальную арку в центре, мы оказа-
лись в знаменитой миланской галерее имени
короля-объединителя Виктора-Эммануила II –
самом популярном «месте встречи» для горо-
жан и приезжих. Во второй половине XIX века
власти города решили соединить площадь кафе-
дрального собора, Пьяцце Дуомо, с Садовым
проспектом, ныне Виа Манцоне, где стоит театр
Ла Скала. Так появилась идея прокладки улицы,
крытой галереями. Уже в 1867 году галерею
торжественно открыли в присутствии Виктора-
Эммануила II, в те годы деятельно объединяв-
шего разрозненную Италию (Рим тогда еще оста-
вался папским, и столица королевства временно
находилась во Флоренции).
Галерея стала самым первым в мире торго-
вым центром в современном понимании этого
выражения. Символ объединенной Италии,
здание вызывало бурные споры: часть милан-
цев его горячо приветствовала как новатор-
ское произведение, полное интересного
декора, другие же критиковали за излиш-
нюю помпезность. Все перекрытия и купол
были разбиты бомбами в 1943 году, но затем
восстановлены. В настоящее время в галерее
расположены магазины, бары и рестораны.
Талисманом для горожан и гостей Милана
стал выложенный под куполом на полу бык,
возле которого загадывают желания.
Теа
р
т
«Ла
к
С
ала
»
42
/
Travel Feature
FC...,34,35,36,37,38,39,40,41,42,43 45,46,47,48,49,50,51,52,53,54,...216
Powered by FlippingBook