Russian Emirates # 47 (January - February 2012) - page 47

LIFE STYLE
/ ЯНВАРЬ – ФЕВРАЛЬ 2012 /
Погрузившись в атмосферу театра Ла Скала
передо мной невольно прошли его история,
образы знаменитых оперных звезд, выступав-
ших на этой сцене – Энрико Карузо, Марии
Каллас, Федора Шаляпина, Леонида Собинова.
Для всего мира Мария Каллас стала олице-
творением театра Ла Скала. В этом театре
легендарная Каллас никогда не пропустила
ни одного спектакля. Приятно было узнать
о том, что в год 300-летия театра первой
российской балериной, удостоенной почет-
ного титула “Etoile” («Звезда»), стала в апреле
2003 года Светлана Захарова.
Прикосновение к тайне
И, наконец, кульминацией моей поездки
в Милан стало посещение доминиканского
монастыря Санта-Мария-делла-Грацие,
в трапезной которого находится одна
из самых почитаемых и знаменитых фресок
в мире – «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи.
В 1980 году весь монастырский комплекс
стал первым в Италии памятником всемир-
ного наследия. Необходимо заранее получать
разрешение для того, чтобы увидеть своими
глазами самую знаменитую во всей истории
искусств настенную роспись. Для этого приез-
жает в Милан со всех концов света непрекра-
щающийся поток посетителей.
«Тайная вечеря» была заказана Леонардо
да Винчи правителем Милана Людовико Моро
в общем проекте работ по обновлению мона-
стыря Санта-Мария-делла-Грацие. Леонардо
работал над этим произведением с 1494
по 1497 год. Оно не было выполнено в обычной
для эпохи Возрождения манере росписи стен –
фреске, художник выбрал письмо «по сухому»
темперой, что позволило ему работать с макси-
мальной свободой. Хотя тема вечери – прича-
щения была традиционной для монастырских
трапезных, особенно во Флоренции, вырази-
тельная драматичность сцены «Тайной вечери»
Леонардо делает её новаторской.
Да Винчи выбрал для изображения
на первом этапе именно тот момент, который
уже много веков был объектом фигуратив-
ной интерпретации: когда Христос протяги-
вает хлеб Иуде, указывая на него таким обра-
зом как на пророка. В полном соответствии
с прочтением эпизода в Евангелии от Иоанна
(13, 21-26) «Сказав это, Иисус возмутился духом,
и засвидетельствовал, и сказал: истинно,
истинно говорю вам, что один из вас предаст
Меня. Тогда ученики озирались друг на друга,
недоумевая, о ком Он говорит. Один же
из учеников Его, которого любил Иисус, возле-
жал у груди Иисуса. Ему Симон Петр сделал
знак, чтобы спросил, кто это, о котором гово-
рит. Он, припав к груди Иисуса, сказал Ему:
Господи! Кто это? Иисус отвечает: тот, кому
Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув
кусок, подал Иуде Симонову Искариоту».
К миланской росписи Леонардо готовился
тщательно и долго. «Тайная вечеря» привлекла
его не своим догматичным содержанием,
а возможностью развернуть перед зрителем
большую человеческую драму, показать различ-
ные характеры, вскрыть духовный мир человека,
и точно и ясно обрисовать его переживания. Он
воспринял «Тайную вечерю» как сцену преда-
тельства и поставил перед собой цель внести
в это традиционное изображение то драмати-
ческое начало, благодаря которому оно приоб-
рело бы совсем новое эмоциональное звучание.
Это самое зрелое и законченное произведе-
ние Леонардо. В росписи мастер избегает того,
что могло бы заменить основной ход изобра-
женного им действия.
В центре он помещает фигуру Христа,
выделяя её просветом двери. Апостолов он
сознательно отодвигает от Спасителя, чтобы
еще более акцентировать его место в компо-
зиции. Сложная композиция с изощренно
построенной перспективой в очередной раз
демонстрирует гениальность корифея эпохи
Возрождения: пространство картины «осве-
щено» тремя окнами в глубине, что дало
возможность в полную мощь использовать
излюбленное мастером «кьяроскуро» (прием
изображения светотени). В центре длинного
накрытого стола – Христос, фигура которого
четко разделяет апостолов на четыре группы,
по трое в каждой. Стол он делает небольшим,
а трапезную – строгой и простой. Это дает ему
возможность сосредоточить внимание зрителя
на фигурах, обладающих огромной пластиче-
ской силой. Во всех этих приемах скрывается
глубокая целеустремленность творческого
замысла, где всё взвешено и учтено. Основной
задачей, которую поставил перед собой
Леонардо в «Тайной вечере», была реалистич-
ная передача сложнейших психологических
реакций на слова Христа: «Один из вас предаст
меня». Давая в образах апостолов закончен-
ные человеческие характеры и темпераменты,
Леонардо заставляет каждого из них по-своему
реагировать на произнесенные Христом слова.
Именно эта тонкая психологическая диффе-
ренциация, основанная на разнообразии лиц
и жестов, и поражала более всего современни-
ков Леонардо. Он смело объединил Иуду в одну
группу со всеми апостолами, но придал при этом
ему такие черты, которые позволяют сразу же
опознать его среди двенадцати учеников Христа.
Современники мастера восприняли «Тайную
вечерю» Леонардо как новое в искусстве.
Так жаль, но нужно уезжать….
Покидая Милан ХХ века – столицу бизнеса,
моды и дизайна, город искусств и культуры,
перекресток знаний и новшеств, я убежда-
юсь в том, что этот мегаполис бережно хранит
свое выдающееся тысячелетнее прошлое,
но, в то же время, способен изменяться
и обновляться. В разнообразном город-
ском пейзаже, возбуждающем и привлека-
тельном, видны свидетельства блестящего
прошлого: от времени поздней римской импе-
рии до средневековой коммуны, от герцогов
Висконти и Сфорца до испанского господства,
от правления Габсбургов до наполеоновского
блеска, от индустриализации послевоенных
лет до сегодняшних дней.
В 1957 году Милан был объявлен городом-
побратимом Ленинграда. Открыв для себя этот
город, я чувствую, что мне хочется вернуться
сюда еще не раз…. Уловить новое звучание
симфонии, сотканной из мира музыки, поэзии,
духовности искусства, всего великолепия
этого чарующего города в сердце Европы.
С
а
н
а
т
-
М
ар
ия
-
де
л
ла
-
Г
ра
ци
е
«Тайная вечеря» Леонардо да Винчи
Заметки путешественника
/ 45
FC...,37,38,39,40,41,42,43,44,45,46 48,49,50,51,52,53,54,55,56,57,...216
Powered by FlippingBook