НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ
МЫПОВСЮДУ ОКРУЖЕНЫ
ИСЛАМСКИМИСКУССТВОМ
С ЕГО ГЕОМЕТРИЧЕСКИМИ
МОТИВАМИ, КРУЖЕВНЫ-
МИ АРАБЕСКАМИ И ИСКУС-
НОЙ КАЛЛИГРАФИЕЙ. НАС
НЕ УДИВЛЯЕТ ОТСУТСТВИЕ
ЛЮДЕЙ ИЖИВОТНЫХ В
ОРНАМЕНТАХ, ВЕДЬ МЫ
ЗНАЕМ – В ИСЛАМЕ ЭТО
НЕДОПУСТИМО. ДЕЙСТВИ-
ТЕЛЬНО ЛИ ЭТО ТАК?
Ú
период зарождения новой религии, в
начале VII века, еще ощущалось вли-
яние византийской и сасанидской
культур, что неудивительно, ведь мастера привык-
ли обращаться к определенному сюжету, в котором
присутствовали и изображения людей. В исламе
считается, что только Бог может создавать живых
существ, и Бога называют Создателем и Творцом.
Данные определения подходят также художникам
и скульпторам, что может расцениваться как ото-
ждествление их с Богом. Хотя в Коране нет на то
прямого запрета, из-за боязни идолопоклонниче-
ЗАГАДКИ
ВОСТОЧНОГО
ИСКУССТВА
ства исламские религиозные деятели запретили ис-
пользование изображений людей и животных в де-
коративных целях.
Помимо этого, существует легенда: в Судный
день изображенные мастером образы воскреснут
и потребуют от него свои души. Кто же захочет от-
вечать перед Судом? Как оказалось, смельчаков на-
ходилось немало. Еще в начале исламского периода
дворцы правителей в Сирии иИордании украша-
лись образами людей. Изменений не произошло и в
Х веке. В искусстве Ирана, Сирии, Испании и Египта
продолжали использоваться фигуральные образы.
Текст:
Катерина Багинская, арт-эксперт, основатель галереи Baginskaya Gallery & Studio
«Шахнаме Демотта». Бахрам Гур, убивший волка.
Миниатюра. 1328-36 гг. Кембридж. Музей Фогга
120
/
Art & Culture
JULY – AUGUST 2015 / ART & CULTURE