KAZAKHSTAN
ʞˑˇˇˈ˓ˉˍ˃
ˍˑːˍ˖˓ˈː˕ˑ˔˒ˑ˔ˑ˄ːˑˆˑ
˄ˋˊːˈ˔˃ ˊ˃ ˔˚ˈ˕ˇˑˎˆˑ˔˓ˑ˚ː˞˘
ˆˑ˔ˊ˃ˍ˃ˊˑ˅ ˅ ˑ˄ˏˈːː˃
ˎˑˍ˃ˎˋˊ˃˙ˋˡ
Общий объем госзакупок, закупок квази-
госсектора и недропользователей состав-
ляет порядка 9,7 трлн тенге с долей отече-
ственного содержания в 57%. Необходимо
принятие мер по повышению конкурен-
тоспособности отечественных произво-
дителей путем повышения доли местного
содержания за счет заключения долго-
срочных договоров и предоставления госу-
дарственной поддержки в обмен на лока-
лизацию производства.
В этой связи целесообразно на прави-
тельственном уровне создание комиссии
по увеличению доли местного содержанию
за счет заключения долгосрочных догово-
ров и принятия комплексных мер государ-
ственной поддержки для предприятий об-
рабатывающего сектора промышленности.
Одним из механизмов стимулирова-
ния спроса на отечественную продук-
цию является централизация системы
государственных закупок. Предлагается
создать на базе «Национального агент-
ства по развитию местного содержания
NADLоC» централизованного офиса го-
сударственного заказа на основе опыта
США под доверительным управлением
НПП «Атамекен».
Отбор предпринимателей для полу-
чения комплексных мер господдержки
и заключения долгосрочного контракта
должен проводиться на основе понятных
и четких требований: наличие индустри-
ального сертификата и стратегии дальней-
шей локализации производства, внедре-
ния передовых технологий и инноваций
для дальнейшего выхода на экспорт в стра-
ны ЕАЭС, Китай, Иран в течение 2–5 лет.
Одним из требований к предприни-
мателям будет обязательное прохождение
обучения в едином центре компетенции,
которые предлагается создать путем объ-
единения всех действующих программ об-
учения для менеджеров высшего и средне-
го звена («Старшие сеньоры», программ
КИРИ, НАТР), включая практический
передовой опыт на базе признанных меж-
дународных компаний. Таким образом,
поддержка предпринимателей за счет вну-
треннего спроса будет увязана с програм-
мой по развитию экспорта.
ʬˍ˔˒ˑ˓˕ˑˑ˓ˋˈː˕ˋ˓ˑ˅˃ːːˑ˔˕˟
ˏ˃ˎˑˆˑˋ ˔˓ˈˇːˈˆˑ
˒˓ˈˇ˒˓ˋːˋˏ˃˕ˈˎ˟˔˕˅˃
Существующие меры господдержки экс-
порта «размыты» между разными государ-
ственными организациями, что приводит
к несогласованности мер, к накладыва-
нию одинаковых функций между ними.
Учитывая, что поддержка экспортеров
является разносторонним механизмом
и требует использования различных ин-
струментов, необходимо взаимоувязать
все меры в единый органичный и последо-
вательный процесс. Для этого необходимо
выработать общую стратегию продвиже-
ния экспорта, начиная с того, какие ком-
пании имеют потенциал для экспорта и до
организации различных выставок и пло-
щадок в других странах.
С учетом сформировавшейся региональ-
ной инфраструктуры вплоть до районных
центров и наличием оцифрованной базы
средних и крупных предприятий, нала-
женными связями с системой торгово-
промышленных палат зарубежных стран,
единым оператором в сфере экспорта мог-
ла бы стать НПП «Атамекен».
ʟˈˆˋˑː˃ˎ˟ː˃ˢˍ˃˓˕˃˓˃ˊ˅ˋ˕ˋˢ
˒˓ˈˇ˒˓ˋːˋˏ˃˕ˈˎ˟˔˕˅˃
ˍ˃ˍˑ˔ːˑ˅˃ˇˎˢ˒˓ˋːˢ˕ˋˢ
ˋːˇ˖˔˕˓ˋ˃ˎ˟ː˞˘ˋ
ˋː˅ˈ˔˕ˋ˙ˋˑːː˞˘ ˓ˈ˛ˈːˋˌ
Карта представляет собой электронный
портал в виде бизнес-навигатора, где со-
средоточена актуальная информация для
предпринимателей и инвесторов, в том
числе: по мерам господдержки; аналити-
ческий обзор в региональном разрезе (эко-
номическая специализация и основные
показатели социально-экономического
развития). Также на портале размещен
Единый реестр предпринимателей страны
с актуальными контактами и иной необ-
ходимой информацией. В настоящее вре-
мя в Карте сформировано 105 перспектив-
ных инвестиционных проектов.
Предлагается:
обязать РКС учитывать данные Ре-
гиональной карты развития предпри-
нимательства при принятии решений о
включении проектов в Карту индустриа-
лизации;
включить в программу «Дорожная карта
бизнеса 2020» меру господдержки – возме-
щения затрат предпринимателей по разра-
ботке ТЭО, утвердив при этом требования
к компаниям по оказанию таких услуг;
создать на базе Региональной карты под-
систему по принципу «бизнес-конструк-
тора», как инструмент поиска оптималь-
ной территориальной рыночной ниши на
основе ключевых данных о рынке.
ʠˑˊˇ˃ːˋˈ ˔ˈ˓˅ˋ˔˃
Ǽʞ˓˃˅ˋ˕ˈˎ˟˔˕˅ˑˇˎˢ˄ˋˊːˈ˔˃ǽ
За последние годы государство иницииро-
вало и создало инфраструктуру мер под-
держки бизнеса, необходимые програм-
мы и институты. Сегодня настал момент,
когда необходимо консолидировать эти
меры поддержки, сделать их удобными и
эффективными, предоставляя меры под-
держки предпринимателей из «единого
окна» по аналогии «Правительства для
граждан».
Одним из механизмов стимулирования спроса на
отечественную продукцию является централизация
системы государственных закупок
AGENDA
16 /
SEPTEMBER – OCTOBER 2016 /
BUSINESS EMIRATES