KAZAKHSTAN
Проект «Правительство для бизне-
са» позволит создать эффект синергии от
консолидации мер поддержки в «едином
окне», увеличит их охват и доступность
для предпринимателей, а также повысит
прозрачность процедур по ним. Оператор-
ство, с учетом имеющейся инфраструкту-
ры до районного уровня и опыта работы по
сервисному обслуживанию предприни-
мателей, предлагается закрепить за НПП
«Атамекен», при координации со стороны
правительства.
Правительство для бизнеса – это одно
окно, в котором предпринимателя кон-
сультируют, оказывают услуги в едином
стандарте и формате, объединяя все меры,
оказываемые институтами развития для
бизнеса, начиная от субсидирования,
грантования, сертификации, факторинга,
торговых площадок, СЭЗов, НИОКР.
ʓˈ˓ˈˆ˖ˎˋ˓ˑ˅˃ːˋˈˍˑː˕˓ˑˎ˟ːˑǦ
ː˃ˇˊˑ˓ː˞˘˗˖ːˍ˙ˋˌ
ˆˑ˔ˑ˓ˆ˃ːˑ˅
Контрольные и надзорные функции осу-
ществляет 61 ведомство: 45 –на республи-
канскоми 16 –на местном уровнях. Анализ
государственных функций показал, что
данные ведомства обладают 512 контроль-
нымифункциями в различных сферах, что
говорит о тотальности госконтроля, при
этом в отношении предпринимателей на
сегодня действует более 18 тысяч требова-
ний в проверочных листах, в том числе бо-
лее 10 тысяч– в сфере промышленной без-
опасности.
Вместе с тем, за пределами провероч-
ных листов остались более 8 тысяч требова-
ний санитарных норми правил. Основной
задачей государственного контроля долж-
но выступать обеспечение безопасности
продукции (работ, услуг). В своюочередь,
вопросыкачества должнырегулироваться
самим рынком. Однако вопросыкачества
(стандарты, строительные нормыи пра-
вила, гигиенические нормативы, типовые
правила) проверяются госорганами, что за-
частуюсоздает условия для коррупции.
В этой связи предлагается:
провести работу по сокращению требо-
ваний, предъявляемых к субъектам бизне-
са при проведении проверок;
провести разграничение госконтроля
на контроль за безопасностью и за каче-
ством товаров (работ, услуг);
передать контрольные функции по во-
просам качества предоставляемых това-
ров, работ и услуг в конкурентную среду
и саморегулируемые организации (СРО),
при этом информация СРО по итогам
мониторинга субъектов предпринима-
тельства на предмет соответствия требо-
ваниям качества товаров (работ, услуг)
будет учитываться в системе управления
рисками, тем самым снижая количество
проверок на предмет соответствия тре-
бованиям безопасности в отношении до-
бросовестных предпринимателей;
поэтапное замещение госконтроля обя-
зательным страхованием ответственно-
сти предпринимателей перед потребите-
лями;
сократить количество исключений из
общего порядка проведения проверок в
Предпринимательском кодексе.
С целом, необходимо провести реви-
зию контрольно-надзорных функций го-
сорганов.
ʓ˃ˎ˟ːˈˌ˛˃ˢ
ˆ˖ˏ˃ːˋˊ˃˙ˋˢ ˖ˆˑˎˑ˅ːˑˆˑ
ˋ˃ˇˏˋːˋ˔˕˓˃˕ˋ˅ːˑˆˑ
ˊ˃ˍˑːˑˇ˃˕ˈˎ˟˔˕˅˃
Учитывая проводимую политику после-
довательного отхода от карательных мер к
профилактике, к уголовным правонару-
шениям в экономической сфере следует
применять экономические меры ответ-
ственности.
Несмотря на недавнее принятие нового
Кодекса «Об административных правона-
рушениях», в нем еще есть ряд вопросов,
требующих решения. На сегодняшний
день Кодекс содержит 608 составов право-
нарушений, из которых более 400 при-
меняются в отношении субъектов пред-
принимательской деятельности. Из них
всего 14 статей предусматривают взыска-
ние в виде «предупреждения», т.е. на без-
альтернативной основе. Таким образом, в
Кодексе необходимо шире использовать
институт предупреждения по составам,
которые не представляют большой обще-
ственной опасности.
Для этих целей предлагается:
совместно с Генеральной прокуратурой
РК с подключением бизнес-сообщества
провести работу по исключению излиш-
ней репрессивности Уголовного кодекса
с отходом от карательных мер к профи-
лактике;
провести работу по расширению инсти-
тута предупреждения в рамках Админи-
стративного кодекса, исключить зависи-
В Кодексе необходимо
шире использовать
институт предупреждения
по составам, которые не
представляют большой
общественной опасности
мость штрафов от размера бизнеса, а также
установить верхние пределыштрафов для
всех категорий бизнеса.
ʟˈ˅ˋˊˋˢ˅˔ˈ˘
˒ˑˇ˅ˈˇˑˏ˔˕˅ˈːː˞˘ˋˇˑ˚ˈ˓ːˋ˘
˔˕˓˖ˍ˕˖˓ ˆˑ˔ˑ˓ˆ˃ːˑ˅ˋ
ˏˈ˔˕ː˞˘ˋ˔˒ˑˎːˋ˕ˈˎ˟ː˞˘
ˑ˓ˆ˃ːˑ˅ː˃˒˓ˈˇˏˈ˕ː˃˓˖˛ˈːˋˢ
˓˞ːˑ˚ː˞˘˒˓ˋː˙ˋ˒ˑ˅
Глава государства отметил необходи-
мость проведения повторной инвентари-
зации подведомственных организаций
министерств и ведомств с целью переда-
чи их в конкурентную среду или на мест-
ный уровень.
В настоящее время роль квазигосу-
дарственного сектора в экономике оста-
ется чрезмерно высокой. Доля активов
контролируемых государством органи-
заций достигает 60%ВВП. Отсутствует
информация о точном количестве го-
скомпаний, поскольку Реестр государ-
ственного имущества КГИПМФРК
(www.gosreestr.kz)включает дочерние и
зависимые организации госкомпаний до
5-го уровня аффилированности, хотя от-
дельные имеют организационную струк-
туру до 9-го уровня.
Для решения сложившейся ситуации
в рамках исполнения поручения Пре-
зидента РК по снижению доли участия
государства в экономике до 15% от ВВП
по опыту стран ОЭСР предлагается па-
раллельно с исполнением Комплексного
плана приватизации на 2016–2020 годы
на правительственном уровне создать
специальную рабочую группу –Пра-
вительственный штаб, в том числе для
проведения анализа и оценки состоя-
ния конкурентной среды, в которых дей-
ствуют организации с государственным
участием, внесение предложений по це-
лесообразности их дальнейшего функци-
онирования.
В этой связи предлагается провести с
участием бизнес-сообщества полноцен-
ный анализ функций подведомственных
и дочерних структур госорганов иМИО
на предмет нарушения рыночных прин-
ципов и стандартов ОЭСР. На основе
проведенного анализа решено привати-
зировать и/или ликвидировать субъекты
и организации, не соответствующие вы-
шеуказанным принципам и задачам.
Вышеперечисленные меры полностью со-
ответствуют задачам, обозначеннымПре-
зидентом РК, и в целом– Стратегии по
вхождениюКазахстана в число 30 развитых
стран и внедрению стандартов ОЭСР. В связи
с этим предлагается включить данные меры в
план правительства по исполнению поручений
главы государства.
AGENDA
18 /
SEPTEMBER – OCTOBER 2016 /
BUSINESS EMIRATES