Russian Emirates # 45 (September - October 2012) - page 37

LIFE STYLE
/ СЕНТЯБРЬ – ОКТЯБРЬ 2011 /
БИОГРАФИЧЕСКАЯ
СПРАВКА
Андрис Марисович Лиепа
(род. 1962) –
артист балета. Сын Мариса Лиепы, артиста
балета, Народного артиста СССР (1976 г)..
Окончил Московское хореографическое
училище в 1981 г. (класс А. Прокофьева).
В 1981-88гг. артист Большого театра.
Среди его ролей: Бенедикт («Любовью
за любовь»), Принц («Деревянный
принц»), Щелкунчик («Щелкунчик»),
Ромео («Ромео и Джульетта»), Альберт
(«Жизель»), Дезире («Спящая красавица»),
Жан де Бриен («Раймонда»). В 1988 г.
исполнял ведущие партии в балетах
«Аполлон Мусагет», «Симфония in С» и
Другие в труппе "Нью-Йорк Сити Белэй".
В 1988-89гг. танцевал в «Американском
театре балета» партии Зигфрида
(«Лебединое озеро»), Ромео, Альберта,
а также ведущие партии в спектаклях
«Сильфиды», «Скрипичный концерт» в
"Ballet Imperial". С 1989 г. сотрудничал
с Театром им. Кирова (Мариинским) в
Санкт-Петербурге. Здесь он воссоздал
роль Петрушки, станцевал «Видение
розы», а также партии Альберта, Дезире,
Конрада («Корсар»), Солора («Баядерка»),
Ромео. Классический танцовщик,
преимущественное лиричного плана,
чуткий и надежный партнер. Его танец
легок и мощен, а романтизированная
выразительность сценически образов
всегда тщательно продумана. Андрис
Лиепа – первый исполнитель ролей
Макбета («Макбет», 1990) и Принца
(«Золушка», 1991) в Балете Кремлевского
Дворца съездов. Гастролировал в театрах
Парижа, Рима, Милана, танцевал «Песни
странствующего подмастерья» в труппе
Мориса Бежара (1991). С 1997 года
возглавляет Благотворительный фонд им.
Мариса Лиепы. Женат, имеет дочь.
полях первый «Русский сезон» в 1913 году,
стартовавший вместе с открытием это театра,
начался со спектакля «Весна священная». Тогда
спектакль был освистан, публика его просто
не поняла, но спустя сто лет, в 2013 году там же,
на елисейских, пройдет новое «Посвящение
Дягилеву», уже от тех благодарных зрителей,
которые только спустя век поняли, что Сергей
Дягилев опередил свое время и понятие «твор-
ческая мысль» на целое столетие.
И все же, Вы собираетесь представить
«Русские сезоны Сергея Дягилева» здесь. Почему
выбор пал именно на Арабские Эмираты?
Знаете, однажды я увидел в Интернете
отель Emirates Palace в Абу-Даби, и прочел,
что в нем есть театр. Я подумал, что его раз-
меры и наполнение меня вполне устраивают.
Затем весной нынешнего года я прилетел
в Дубай, посетил Абу-Даби, и,
осмотрев театр, понял, что это
не совсем то, и в нашем понима-
нии «театра нет». Для нас, балет-
ных, важно, чтобы на сцене была
«вторая высота». То есть, все
декорации, которые у меня есть
очень красивые и хорошо транс-
портируемые, но мне их нужно
опустить на сцену, а потом
поднять, вот как раз этого
запаса высоты на сцене театра
в Emirates Palace нет. Но и других
театров в ОАЭ тоже пока нет.
Поэтому мы решили, что будем
гастролировать здесь все равно и параллель-
но решать вопросы с декорациями. Здесь
живут люди разных национальностей и культу-
ра им нужна, как воздух.
Мы решили, что возьмем электронные
экраны и будем на них проецировать те
номера, которые есть с декорациями Бакста,
Бенуа и Головина. Это будет и «Жар-Птица»,
и «Шехерезада», и фрагмент из «Павильона
Армиды», и какие-то классические вещи.
Ведь у самого Дягилева в репертуаре
были и «Спящая красавица», и «Жизель»,
и «Лебединое озеро». Поэтому мы привезем
сюда такой «микс» из самых выдающихся
балетных постановок. Сюда приедут Фарук
Фузиматов, Илзе Лиепа, Ирма Ниорадзе,
молодые звезды из Мариинки – Володя
Шкляров, Жена Образцова, очень хорошие
ребята будут из Кремлевского балета. И мне
кажется, у нас получится очень интересная
программа. Фарух станцует великолепный
бежаровский номер на музыку Малера, Илзе
станцует свой номер, где она одна изобра-
жает одновременно и мужчину, и женщину.
Будет интересно и разнообразно.
Не нужно забывать и том, что Дягилев
был таким человеком, который всегда проби-
вался через косность той схемы и тех рамок,
в которых находилось искусство. То есть, то,
что не принимали, ему все равно приходилось
пробивать и приглашать к сотрудничеству
новых хореографов, композиторов, артистов,
и каждый раз, с каждым новым сезоном полу-
чалось все более и более современным.
Последней премьерой дягилевской антрепри-
зы был спектакль «Блудный сын» на музыку
Прокофьева в постановке Баланчина. Танцевал
Серж Лифарь. Это было просто откровение.
Тот же Баланчин поставил «Апполона». Это
те спектакли, которые идут до сих пор, а мы
в прошлом году отмечали столетие «Жар-
птицы» и «Шехерезады». Представьте себе!
Прошло уже сто лет! Какой спектакль может
идти столько времени с той же хореографией,
с теми же музыкой и костюмами?
Вот здесь у меня возник вопрос. Я понимаю,
что декорации и костюмыможно восстано-
вить по фотографиям, каким-то сохранив-
шимся эскизам, а как можно вновь создать
рисунок танца, его первоначальную хореогра-
фию? Разве это возможно?
Хореография тех спекта-
клей, которые были поставле-
ны на хорошую музыку, всегда
сохранялась и никуда не исче-
зала. Обычно она передается
«из ног в ноги». У балетных
это так называется. Раньше
не было телевидения, но все
как-то сохранялось и, слава
Богу, сохранилось.
Сейчас я специально
снял фильм, назвав его
«Возвращение Жар-птицы»,
чтобы следующие поколения
режиссеров-постановщиков и хореографов
могли прийти и не мучиться, как когда-то я,
разыскивая всякие воспоминания и хроники.
Помимо этого, нами уже засняты на видео
спектакли «Синий Бог», «Петрушка», «Болеро»,
«Павильон Армиды», «Тамар», «Видение Розы»
и «Послеполуденный отдых Фавна». То есть
мы засняли уже 9 дягилевских спектаклей,
а у нас их всего 10 восстановлено. В следу-
ющем году мы будем ставить «Клеопатру».
А еще через год я, наверное, примусь
за «Золотого петушка», к которому есть вели-
колепные декорации и костюмы Натальи
Гончаровой. Они практически полностью
сохранились в Третьяковской галерее. То есть,
с этим материалом можно начинать работать.
«Золотой петушок» был первым оперно-балет-
ным спектаклем, во время которого оперные
артисты стояли на сцене в виде декораций
и пели, а балетные танцевали. Премьера этой
постановки состоялась в 1914 году.
Где Вы находите, или, может быть, вос-
питываете, молодых артистов, которые
способны воспроизвести то, что танцева-
ли 100 лет назад? Ведь многое изменилось
и в самих подходах хореографии?
Во-первых, я сам танцовщик и как хореограф
много работаю с другими артистами. Молодые
танцовщики и звезды балетной сцены всегда
проверяются на этих спектаклях, потом что «Жар-
птицу» станцевать технически может быть
СРЕДИ
ВОССТАНОВЛЕННЫХ
СПЕКТАКЛЕЙ – «ПЕТРУШКА»
И «ЖАР-ПТИЦА»
ИГОРЯ СТРАВИНСКОГО,
«ШЕХЕРЕЗАДА» НА МУЗЫКУ
НИКОЛАЯ РИМСКОГО-
КОРСАКОВА. В БУДУЩЕМ
ГОДУ БУДЕТ ПОКАЗАН
ЕЩЕ ОДИН ВОЗРОЖДЕННЫЙ
БАЛЕТ – «КЛЕОПАТРА»
АНТОНА АРЕНСКОГО
Культура
/ 37
FC...,27,28,29,30,31,32,33,34,35,36 38,39,40,41,42,43,44,45,46,47,...BC
Powered by FlippingBook