Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  64 / 76 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 64 / 76 Next Page
Page Background

KAZAKHSTAN

Это, возможно, сделало его водынебез-

опасными. Держава карматов распалась в

XI веке. Однако к тому времени была уже на

излете эпоха процветания самого Багдада.

В 1258 году столица была захвачена монго-

лами. На фоне монгольских набегов и ос-

лабления центральной власти правитель

крупного портового городаОрмуза принял

весьма мудрое решение: не платить никому

налогов и перенести поселение на остров

Джирун, создав тамнезависимое владе-

ние. Так появилсяНовыйОрмуз – удиви-

тельный во многих отношениях торговый

центр. Джирун был скалистым, голым

островком 20 км в окружности, воду туда

приходилось завозить с персидского бере-

га. Однако его правителям удалось подчи-

нить себе всешейхства современных ОАЭ

и другие земли, два столетия оставаться ве-

дущим торговымцентроммежду Западом

иВостоком, несмотря на упадок Багдада,

построить первоклассные гавани, добиться

безопасности в неспокойном окружении,

создать свои представительства по всему

Индийскому океану…Торговцы в этом го-

роде даже, возможно, ограничивали абсо-

лютнуювласть правителя. Купцы считали,

чтоОрмуз – «обитель безопасности». На

Востоке и Западе была известна пословица:

«Если быЗемля была кольцом, тоОрмуз –

драгоценным камнемна нем». Во времена

расцвета город обгонял по торговым обо-

ротамАмстердамиЛондон, вместе взятые.

Представители разных народов и религий

жили и торговали здесь специями, благо-

вониями, красками, тканями, драгоценно-

стями, полезными ископаемыми.

Порт Джульфар (сегодня территория

эмирата Рас-Аль-Хейма) делил с Новым

Ормузом контроль над входом в Персид-

ский залив. Этот город активно торговал

с Китаем: об том говорят фарфоровые че-

репки, найденные здесь археологами. Экс-

портировал Джульфар жемчуг. Арабские

географы и европейские путешественники

оставили массу сообщений о Джульфаре

как городе искусных и зажиточных куп-

цов. Именно здесь родился легендарный

мореплаватель и автор сочинений о нави-

гации Ахмад ибнМаджид, который помог

Васко да Гаме найти путь в Индию. Джуль-

фар также был соединен караванным пу-

тем с торговым городом Аль-Айн, который

лежит в глубине суши.

Индийский океан был поистине род-

ным домом для многих купцов Аравии.

Пожалуй, самое зримое воплощение это-

го – африканские города-порты, одними

из основателей которых стали арабы. К

ним относилисьМомбаса, Софала, гава-

ни на Занзибаре. Конечно, в аравийских

пустынях с самой древности никогда не

прекращались и караванные перевозки.

Караван мог насчитывать тысячу, а ино-

гда и две – две с половиной тысячи «кора-

блей пустыни». Традиционно безопасность

этих груженых ценностями процессий

обеспечивали сильные племена, через тер-

риторию которых караванышли. Юго-

восточный «угол» Аравии никогда не был

главным районом сухопутной торговли,

но и здешние пески видели немало вере-

ниц верблюдов. Кроме того, члены пле-

мен, живших далеко в пустыне, обычно

совершали периодические переходы в го-

рода, чтобы обменять там свои продукты

на городские изделия. Нередко бедуины

забирали с собой из прибрежных городов

товары, привезенные издалека по морю.

Веками по Великомушелковому пути–

по суше иморю–перемещались не только

товары, но и идеи и изобретения. Именно

арабскимимореплавателями был опро-

бован вИндийском океане треугольный

парус, по иронии названный позже «ла-

тинским». Арабы если не изобрели, то, по

крайнеймере, усовершенствовали компас.

Первые морские карты европейцев были

основанына арабских. Не обошлось без

арабских торговцев распространение фар-

фора ишелка, чая и кофе, пороха и, конеч-

но, цифр, именуемых арабскими.

Прежней традиции арабской морской

торговли в Индийском океане был нане-

сен удар на рубеже XV-XVI веков, когда на-

чалась долгая эра господства европейцев.

Первыми стали португальцы, которые

примерно до серединыXVII века захва-

тили торговое лидерство во всем океане.

Они сооружали укрепления, выписывали

лицензии, взимали налоги, давали префе-

ренции своим торговцам, а часто и просто

грабили арабские суда.

Первые морские карты европейцев были основаны

на арабских. Не обошлось без арабских торговцев

распространение фарфора и шелка, чая и кофе, пороха и,

конечно, цифр, именуемых арабскими

ʟʝʠʠʗʮʗʏʟʏʐʠʙʗʘʛʗʟ

ʑ ˔˅ˑˈˏǼʤˑˉˇˈːˋˋ ˊ˃ ˕˓ˋˏˑ˓ˢǽ ˕˅ˈ˓˔ˍˑˌ

ˍ˖˒ˈ˙ʏ˗˃ː˃˔ˋˌʜˋˍˋ˕ˋː ˊ˃˒ˋ˔˃ˎǣ Ǽʑˈˎˋˍ

˔ˑˎːˈ˚ː˞ˌˉ˃˓˅ʝ˓ˏ˖ˊˈǡ ˚ˈˎˑ˅ˈˍ˃ ˔ˑˉˉˈ˕ǽǤ

ʞ˓ˑ˄˞˅ ˅ʝ˓ˏ˖ˊˈˏˈ˔ˢ˙ǡ ʜˋˍˋ˕ˋː ˑ˕˒˓˃

-

˅ˋˎ˔ˢ ˅ʛ˃˔ˍ˃˕Ǥ ʑ˙ˈˎˑˏǡ ʟ˖˔˟ ˒ˑˇˇˈ˓ˉˋ˅˃ˎ˃

ˍˑː˕˃ˍ˕˞˔ ˃˓˃˄˔ˍˋˏˏˋ˓ˑˏ ˔ ˔˃ˏˑˆˑː˃˚˃

-

ˎ˃ ˔˅ˑˈˌˋ˔˕ˑ˓ˋˋǤ ʑ Ǧ ˅ˈˍ˃˘ ʤ˃ˎˋ˗˃˕ ˄˞ˎ

ˈˈ ˆˎ˃˅ː˞ˏ˕ˑ˓ˆˑ˅˞ˏ˒˃˓˕ːˈ˓ˑˏǡ ː˃ ˑ˔ːˑ˅ˈ

ˇˋ˓˘˃ˏ˃ ˅ˑˊːˋˍˎˋ˒ˈ˓˅˞ˈ ˓˖˔˔ˍˋˈ ˇˈː˟ˆˋǤ

COMMUNITY

64 /

MARCH – APRIL 2015 /

BUSINESS EMIRATES