КАЗАХСТАН
Интересно, что в «британский» пери-
од в ДоговорномОмане появляются «пер-
вые ласточки» современных транспорт-
ных и инфраструктурных достижений.
В 1930-е годы британцы строят первые
аэродромы, посадочные полосы и за-
правочные станции для самолетов; в 1930
году вШардже появляется первый теле-
граф, четыре года спустя – первый радио-
приемник; в 1948 году в Дубае открывает-
ся первое почтовое отделение. Пришейхе
Рашиде (1958–1990 годы) Дубай вновь
оказывается лидером в плане транспорт-
ного развития. Так, в 1985 году с пары
арендованных самолетов иUS$ 10 млн
капитала началась стремительная исто-
рия успеха авиакомпании Emirates Airline.
Это произошло после того, как эмират
Дубай, успеху которого завидовали, пере-
стал обслуживаться одним арабским ави-
аперевозчиком. Если бы последний тогда
знал, какого конкурента создает он себе…
После обретения независимости «не-
фтяной бум» в сочетании с тысячелет-
ними традициями предприимчивости и
открытости позволяют ОАЭ громко за-
явить о себе как связующем звене между
Европой, Азией и Африкой. Установление
мировых рекордов превращено здесь в ру-
тину. Дубай уже располагает аэропортом,
который занимает седьмое место в мире
по пассажиропотоку (шестое – по грузо-
потоку и первое – по международному
Португальцы были вытеснены гол-
ландцами и англичанами, поучаствовали
в соревновании за столь заманчивую сфе-
ру влияния и французы. Победительни-
цей вышла Великобритания, которая при-
мерно с конца XVIII века и до получения
ОАЭ независимости в 1971 году «опекала»
шейхства Персидского залива и господ-
ствовала в океанской торговле. Наиболее
серьезный вызов британской гегемонии
был брошен племенем кавасим, которое
в XVIII веке держало под контролем зна-
чительную часть побережья современных
Эмиратов и имело базы на противополож-
ном берегу Залива. К началу 1800-х годов
их флот превышал 500 кораблей. Вели-
кобритания смогла победить это племя
только к 1819 году. Постепенно ведущую
роль в торговле начинает играть Дубай: он
становится центром экспорта жемчуга и
пароходного сообщения, организованно-
го британцами. Уже тогда правитель Ду-
бая объявил эмират «свободным портом»,
отменив таможенные пошлины, в городе
селились торговцы из Ирана иИндии. С
упадкомжемчужного промысла Дубай
еще больше стал концентрироваться на
реэкспортной торговле. Во время Второй
мировой войны дубайские торговцы по-
ставили много продовольствия в Иран.
пассажиропотоку!). Его Третий терми-
нал – самое большое по площади здание
в мире. Более половины населения Земли
живет в пределах восьмичасового пере-
лета до Дубая, а выходМеждународного
аэропорта АльМактум на полнуюмощ-
ность (также к 2020 году) даст эмирату
крупнейшую в мире воздушную гавань.
Дубайский порт Джебель Али – самый
большой в мире порт, созданный чело-
веческими руками, – входит в первую
десятку по грузообороту и является са-
мой загруженной гаваньюмежду Азией
и Европой. Через него проходит пример-
но столько же товаров, сколько через два
крупнейших порта США, вместе взятых.
Только за 10 лет между 2000 и 2010 го-
дами объем торговли между Ближним
Востоком и Восточной иЮжной Ази-
ей показал рост в 700%. Неудивитель-
но, что ОАЭ с энтузиазмом возрождают
идеюВеликого шелкового пути – пути
морского, воздушного и даже электрон-
ного, связующего звена в сфере бизнеса
и культуры. Пожалуй, ощущается недо-
статок лишь одной составляющей – соб-
ственных инноваций, которые когда-то
кочевали из Китая и арабского мира на
Запад, а сейчас в основном идут в про-
тивоположном направлении. Впрочем,
богатое наследие и энергичность эмират-
цев позволяют и в этом плане надеяться
на лучшее будущее.
В декабре 1819 года
британцы сожгли главную
твердыню кавасим –
Рас-Аль-Хейму. Когда
они вошли в город, их
встретили одна старушка
и три кошки. Остальные
жители ушли из города, не
сдавшись противнику…
СООБЩЕСТВО
ДЕЛОВЫЕ ЭМИРАТЫ
/ МАРТ – АПРЕЛЬ 2015
/ 65