KAZAKHSTAN
ВИране в год получают четыре урожая
фруктов. В среднем ежегодно производит-
ся 17,5 млн тонн фруктов, овощей и бах-
чевых культур, большинство из которых
являются экспортными товарами. Иран
занимает восьмое место в мире по про-
изводству этой категории сельскохозяй-
ственной продукции. Наиболее развито в
Иране выращивание фисташек, гранатов,
фиников, грецких орехов, миндаля, киви,
черешни, абрикоса, винограда, яблок, ци-
трусовых и инжира (см. таблицу 2).
ʡ˓˃ːˊˋ˕
Через Иран проходит два транспортных
коридора –МТК «Север-Юг» иМТК
«Трасека». «Север-Юг» призван обеспе-
чить транспортную связь между странами
Балтии иИндией через Иран. Основны-
ми преимуществами этого коридора перед
другими маршрутами, в частности, перед
морским маршрутом через Суэцкий ка-
нал, является сокращение в два и более
ʛˑ˓˔ˍˑˌ˕˓˃ː˔˒ˑ˓˕
Протяженность иранской береговой ли-
нии вПерсидском иОманском заливах на
юге и в Каспийскомморе на севере состав-
ляет около 5,8 тыс. км. В стране насчиты-
вается 11 крупных торговых портов про-
пускной способностью 175 млн тонн в год,
таких как Амирабад, Ноушехр, Энзели на
Каспии, ИмамХомейни, Бушер, Абадан,
Хорремшехр,Шахид Реджаи,Шахид Бахо-
нар,Шахид Бехешти иШахид Колантари
на юге страны. 93%экспортно-импортных
поставок вИране осуществляется морским
транспортом, при этом на долю транзит-
ных грузов приходится до 20 млн тонн в
год. Общая стоимость реализации планов,
предусмотренных программой 20-летне-
го развития морского транспорта (до 2025
года), составляет более US$ 20 млрд. На-
мечено приобрести и построить не менее
300 торговых судов, 80 нефтеналивных
танкеров и 40 LNG-танкеров. Также вИра-
не строятся около 60 малых многоцелевых
морских портов и в ближайшее время 40 из
них будут введены в эксплуатацию.
Планируется запустить три новых су-
доходных линии в Каспийскомморе для
облегчения экспорта товаров в прикаспий-
ские страны. ВАктау и Астрахань еже-
месячно будут совершатьсяшесть рейсов.
Используемые суда способныперевозить
от 2,2 до 6,5 тыс. тонн грузов и оснащены
рефрижераторами, что упрощает доставку
скоропортящихся овощей и фруктов.
ʕˈˎˈˊːˑˇˑ˓ˑˉː˞ˌ˕˓˃ː˔˒ˑ˓˕
Общая протяженность путей в стране пре-
вышает 9 тыс. км. ВИране железнодорож-
ным транспортом ежегодно перевозится в
общей сложности около 45 млн тонн раз-
личных грузов. Даже в настоящее время
по железным дорогам ежегодно проходят
2–3 млн тонн транзитных грузов. Под-
вижной состав состоит из 22 тыс. желез-
нодорожных вагонов и 860 локомотивов.
На его обновление на период до 2021 года
планируется потратить до $8 млрд. В конце
2014 года состоялось открытие совместно
с Туркменистаном и Казахстаном желез-
нодорожной линии Узень – Берекет – Гор-
ган. По ней планируется перевозить до 3
млн тонн в год, затем этот показатель будет
доведен до 5 и 10 млн.
Транспортировка грузов по данной ма-
гистрали и далее в портыПерсидского
залива значительно снижает стоимость
перевозок и экономит время на их осу-
ществление. Маршрут «Север-Юг», благо-
даря новому отрезку дороги, сокращается
на 600 км в сравнении с действующим пу-
тем Бейнеу –Дашогуз – Туркменабат –
Теджен –Серахс –Мешхед.
ʜ˃ˊ˅˃ːˋˈ
ʞ˓ˑˋˊ˅ˑˇ˔˕˅ˑǡ
˕˞˔Ǥ ˕ˑːː
ʛˈ˔˕ˑ ˅ ˏˋ˓ˈ
ʣˋ˔˕˃˛ˍˋ
230
1
ʒ˓˃ː˃˕
700
1
ʣˋːˋˍˋ
1050
2
ʏ˄˓ˋˍˑ˔˞
340
2
ʛˋːˇ˃ˎ˟
120
3
ʦˈ˓ˈ˛ːˢ
220
3
ʒ˓ˈ˙ˍˋˈ ˑ˓ˈ˘ˋ
380
4
ʙˋ˅ˋ
300
4
ʮ˄ˎˑˍˋ
3700
4
ʗːˉˋ˓
73
5
ʑˋ˛ːˢ
107
5
ʠˎˋ˅˃
324
5
ʣ˖ːˇ˖ˍ
31
6
ʞˈ˓˔ˋˍˋ ˋ ːˈˍ˕˃˓ˋː˞
750
6
ʚˋˏˑː
700
6
ʥˋ˕˓˖˔ˑ˅˞ˈ
4400
7
ʑˋːˑˆ˓˃ˇ
2650
11
ʒ˓˖˛ˋ
116
20
Таблица 2. Производство фруктов в Иране
Источник: журнал «Деловой Иран»
Иран является 12-м производителем пшеницы в мире.
В сезоне урожая 2013–2014 годов в стране было произве-
дено 14 млн тонн пшеницы
раза расстояния перевозок, а также сни-
жение стоимости перевозки контейнеров.
«Трасека» – это единственный проект
евроазиатского транспортного коридора
по направлению Запад-Восток из Европы
с пересечением Черного моря, через Кав-
каз и Каспийское море с выходом на Цен-
тральнуюАзию. Морское сообщение с
Ираном на сегодняшний день является
наиболее распространенным и экономич-
ным. Доставка грузов осуществляется в
иранские порты на Каспийском море –
Энзели, Амирабад, Ноушехр.
Автомобильное сообщение с Ираном
проходит по территории Азербайджана по
маршруту от Махачкалы через погранич-
ный переход Дербент и далее с выходом в
Иран через пограничный переход Астара.
На территории ключевых иранских пор-
тов и пограничных переходах созданы
свободные или специальные экономи-
ческие зоны с упрощенной процедурой
регистрации компаний и льготной систе-
мой налогообложения.
REGIONS
54 /
SEPTEMBER – OCTOBER 2015 /
BUSINESS EMIRATES