KAZAKHSTAN
Перспективы логистики в южном направ-
лении заключаются в получении выхода
экспортной продукции и транзитных гру-
зов из Казахстана, России и странЦен-
тральной Азии на рынки стран Ближнего
востока (Иран, ОАЭ, Саудовская Аравия и
другие) с использованием портов Персид-
ского залива, а такжеЮжной Азии (Паки-
стан, Индия, Бангладеш) и Африки. На-
правление через Иран открывает наиболее
короткий путь к этим странам, потенци-
ально являющимся «грузообразующими»
государствами.
ʏ˅˕ˑˏˑ˄ˋˎ˟ː˞ˌ˕˓˃ː˔˒ˑ˓˕
Ежегодно грузовым автотранспортом в
рамках транзитных перевозок через тер-
риториюИрана выполняется около 300
тыс. рейсов, 65%из которых приходится на
долю иранского автотранспорта. К числу
основных транзитных грузов относятся
нефтепродукты, ГСМ, хлопок, строитель-
ные материалы, бытовая техника. Наибо-
лее интенсивное передвижение грузового
автотранспорта с транзитными грузами
приходится на маршруты, связывающие
Ирак и ОАЭ. В течение следующих пяти
лет Иран планирует увеличить объем
транзитных перевозок еще на 25%, и для
достижения этой цели будут реализованы
проекты по прокладке международных и
региональных транспортных коридоров,
связывающих Иран с Афганистаном, а
также с Китаем иПакистаном.
ʑːˈ˛ːˢˢ ˕ˑ˓ˆˑ˅ˎˢǣ
˅ˑˊˏˑˉːˑ˔˕ˋˇˎˢʙ˃ˊ˃˘˔˕˃ː˃
Экономические отношения Казахстана и
Ирана пока в основном сводятся к срав-
нительно небольшой по объемам внеш-
ней торговле, причем с положительным
сальдо в пользу нашей страны (см. табли-
цы 3 и 4).
Что любопытно, Казахстан экспор-
тирует именно те товары, на которые, как
было указано выше в статье, у иранской
экономики особый спрос. Речь идет о
пшенице, ячмене (и здесь казахстанские
импортеры являются одними из крупней-
ших), и о продукции из черных металлов.
В случае успешной реализацииИраном
стратегии превращения в региональный
центр переработки зерна и развития своего
транзитного потенциала, в том числе пу-
тем строительства новых железных дорог и
обновления подвижного состава, данные
казахстанские экспортные позиции могут
только усилиться. И развитию этого экс-
порта будет способствовать недавно по-
строенная железнодорожная линия Узень
– Берекет – Горган, которую необходимо
загружать в южном направлении.
В обратном направлении значитель-
ные обоюдные выгоды кроются в импорте
иранских фруктов и овощей.
Учитывая сравнительно короткое
транспортное плечо и то, что с иранской
стороны контрагентами выступают всего
несколько компаний, казахстанская сто-
рона может добиться значительных ски-
док и больших объемов поставок.
Тем самым можно решить извечную
проблему преодоления дефицита, вы-
соких цен и излишних посреднических
цепочек на внутреннем рынке фруктов и
овощей. Тем более что потенциал здесь
огромен. Безусловно, между Казахстаном
иИраном потенциально имеется еще ряд
возможностей в развитии экономических
отношений. В частности, обе страны вхо-
дят в число участников Организации эко-
номического сотрудничества, о деятель-
ности которой можно будет прочесть в
одном из следующих номеров журнала.
В статье были использованыматериалы
журнала «Деловой Иран», сайтов iran.ru,
ria.ru, regnum.ru.
̈́ ˏˎː
ʞ˛ˈːˋ˙˃
ͳͺʹ
ʮ˚ˏˈː˟
ͳͲͳ
ʞˑˎ˖˗˃˄˓ˋˍ˃˕˞ ˋˊ
ˉˈˎˈˊ˃ ˋ ˔˕˃ˎˋ
ͷ
ʠ˕˃ˎ˟ːˑˌ ˒˓ˑˍ˃˕
Ͷͻͻ
̈́ ˏˎː
ʝ˅ˑ˜ˋ
ʹ
ʣ˓˖ˍ˕˞
͵ͳ
ʥˈˏˈː˕
ͳͷ
ʙ˓˃˔ˍˋ ˋ ˎ˃ˍˋ
͵
ʞˑˎˋˏˈ˓˞
Ͷ
ʙ˃ˏˈː˟ ˇˎˢ ˔˕˓ˑˋ˕ˈˎ˟˔˕˅˃
Ͷ
ʞˎˋ˕˞ ˑ˄ˎˋ˙ˑ˅ˑ˚ː˞ˈ ˍˈ˓˃ˏˋ˚ˈ˔ˍˋˈ
ʹ
ʞˑ˔˖ˇ˃
Ͷ
ʛˈ˕˃ˎˎˑˍˑː˔˕˓˖ˍ˙ˋˋ
͵
ʝ˄ˑ˓˖ˇˑ˅˃ːˋˈ ˇˎˢ ˋˊˏˈˎ˟˚ˈːˋˢ ˍ˃ˏːˢ
ʹ
Таблица 3. Экспорт Казахстана в Иран в 2014 году
Источник: Комитет госдоходов МФ РК
Таблица 4. Импорт Ирана в Казахстан в 2014 году
Источник: Комитет госдоходов МФ РК
REGIONS
56 /
SEPTEMBER – OCTOBER 2015 /
BUSINESS EMIRATES