KAZAKHSTAN
Ключевые поправки законопроекта:
• создание Единого координационного
центра по развитиюСЭЗ на базе мини-
стерства инвестиций и развития;
• передача объектов инфраструктуры на
баланс управляющих компаний СЭЗ;
• отход от узкой отраслевой направлен-
ности, возможность смены приоритетных
видов деятельности в течение 1–2 месяцев;
• стабильность и сохранность преферен-
ций и льгот, приведение в соответствие с
законом об инвестициях с его новой нор-
мой – стабильности законодательства на
10 лет в рамках заключаемых инвестици-
онных контрактов;
• иностранная рабочая сила вне квот и без
разрешений;
• продление льготного периода пользова-
ния земельным участком;
• передача подтверждения доходов от ви-
дов деятельности участников СЭЗ от мест-
ных исполнительных органов автономно-
му кластерному фонду;
• меры в отношении недобросовестных
участников;
• благоприятные условия для взаимодей-
ствия с участниками соглашений о разде-
ле продукции.
Однако теперь возникает следующий
вопрос. Когда инфраструктура будет по-
строена во всех СЭЗ, с учетом снятия от-
раслевых ограничений специальные эко-
номические зоныбудут отличаться друг от
друга только месторасположениеми каче-
ством работы управляющей компании.
Как привлекать инвесторов в СЭЗ,
когда они все будут предоставлять одни
и те же условия, различаясь лишь место-
расположением и связанными с этим
локальными преимуществами (доступ
к сырью, транспортным маршрутам,
дешевой электроэнергии, избыточное
предложение рабочей силы, большие по-
требительские рынки)? Как условному
иностранному инвестору выбрать между
карагандинской и павлодарской, тараз-
ской ишымкентской специальной эконо-
мической зоной?
Среди возможных решений можно на-
звать следующие:
Привлечение иностранных операторов СЭЗ
из ОАЭ, Китая, Турции и других стран.
Уже есть пример с DPWorld, привлечен-
ной к СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота»,
был интерес со стороны компании «Ад-
жман» (ОАЭ) зайти на СЭЗ «Сарыарка».
Основным плюсом привлечения таких
компаний, помимо их опыта, компетен-
ций и технологии работы, является то,
что они могут привлечь на СЭЗ своих
клиентов.
Привлечение условно «якорного» инвестора
– вертикально интегрированной бизнес-
группы, с размещением всех или большей
части его производственных переделов в
СЭЗ. Это уже готовый кластер, который
можно усиливать местными поставщика-
ми, также размещая их на территории СЭЗ.
Именно так создавались в свое время совет-
ские гиганты индустриализации.
Создание географических анклавов СЭЗ–
субзон–на территории существующих биз-
несов и транспортных узлов. Так, уже не
первый год рассматривается возможность
создания субзоныСЭЗ «Сарыарка» на тер-
ритории карагандинского аэропорта. Аэро-
порт «Сары-Арка» имеет потенциал разви-
тия в грузовоймультимодальный хаб, уже
сейчас осуществляя дозаправку грузовых
воздушных судов, следующих по маршрутам
изЮго-ВосточнойАзии в Европу и обрат-
но. Предназначение субзоны здесь могло бы
быть не только в развитии транспортно-ло-
гистических услуг, но и в организации пере-
работки сырья и полуфабрикатов, перевоз-
имых по вышеуказанныммаршрутам.
Вцелом, вопросов по развитиюи дея-
тельностиСЭЗ еще много, предстоит не-
мало споров и обсуждений. Главное, на наш
взгляд, не пытаться идти по пути наимень-
шего сопротивления, упрощая сложные
системы, а решать возникающие задачи и
проблемыкомплексно, с максимально воз-
можной эффективностью.
ͳͲ ʠʞʔʥʗʏʚlzʜlsʤ ʖʝʜǣ
ʑ ʙ˃ˊ˃˘˔˕˃ːˈ ˗˖ːˍ˙ˋˑːˋ˓˖ˡ˕ ͳͲ ˔˒ˈ
-
˙ˋ˃ˎ˟ː˞˘ ˠˍˑːˑˏˋ˚ˈ˔ˍˋ˘ ˊˑː ˔ˑ ˔ˎˈ
-
ˇ˖ˡ˜ˈˌ ˑ˕˓˃˔ˎˈ˅ˑˌ ˔˒ˈ˙ˋ˃ˎˋˊ˃˙ˋˈˌǣ
Ȉ ʠʬʖ Ǽʏ˔˕˃ː˃ Ȃ ːˑ˅˞ˌ ˆˑ˓ˑˇǽ ˅ ʏ˔˕˃ːˈ
ȋˎˈˆˍ˃ˢ ˒˓ˑˏ˞˛ˎˈːːˑ˔˕˟ǡ ˃˅˕ˑˏˑ˄ˋˎˈ
-
˔˕˓ˑˈːˋˈǡ ˃˅ˋ˃˙ˋˑːː˃ˢǡ ˘ˋˏˋ˚ˈ˔ˍ˃ˢȌǢ
Ȉ ʠʬʖ Ǽʛˑ˓˒ˑ˓˕ ʏˍ˕˃˖ǽ ˅ ʛ˃ːˆˋ˔˕˃˖˔ˍˑˌ
ˑ˄ˎ˃˔˕ˋ ȋˎˈˆˍ˃ˢ ˒˓ˑˏ˞˛ˎˈːːˑ˔˕˟ǡ
˘ˋˏˋ˚ˈ˔ˍ˃ˢǡ ˏˈ˕˃ˎˎ˖˓ˆˋ˚ˈ˔ˍ˃ˢ
˒˓ˑˏ˞˛ˎˈːːˑ˔˕˟ȌǢ
Ȉ ʠʬʖ Ǽʞ˃˓ˍ ˋː˗ˑ˓ˏ˃˙ˋˑːː˞˘ ˕ˈ˘ːˑˎˑ
-
ˆˋˌǽ ˅ ˆˑ˓ˑˇˈ ʏˎˏ˃˕˞ ȋ˒˓ˋ˄ˑ˓ˑ˔˕˓ˑˈ
-
ːˋˈȌǢ
Ȉ ʠʬʖ Ǽʝː˕˖˔˕˪ˍǽ ˅ʭˉːˑǦʙ˃ˊ˃˘˔˕˃ː˔ˍˑˌ
ˑ˄ˎ˃˔˕ˋ ȋˎˈˆˍ˃ˢ ˋ ˕ˈˍ˔˕ˋˎ˟ː˃ˢ ˒˓ˑˏ˞˛
-
ˎˈːːˑ˔˕˟ȌǢ
Ȉ ʠʬʖ Ǽʜ˃˙ˋˑː˃ˎ˟ː˞ˌ ˋːˇ˖˔˕˓ˋ˃ˎ˟ː˞ˌ
ːˈ˗˕ˈ˘ˋˏˋ˚ˈ˔ˍˋˌ ˕ˈ˘ːˑ˒˃˓ˍǽ ˅ ʏ˕˞˓˃
-
˖˔ˍˑˌ ˑ˄ˎ˃˔˕ˋ ȋːˈ˗˕ˈ˘ˋˏˋ˚ˈ˔ˍ˃ˢ ˒˓ˑ
-
ˏ˞˛ˎˈːːˑ˔˕˟ȌǢ
Ȉ ʠʬʖ Ǽʐ˖˓˃˄˃ˌǽ ˅ ʏˍˏˑˎˋː˔ˍˑˌ ˑ˄ˎ˃˔˕ˋ
ȋ˕˖˓ˋˊˏȌǢ
Ȉ ʠʬʖ Ǽʞ˃˅ˎˑˇ˃˓ǽ ˅ ʞ˃˅ˎˑˇ˃˓˔ˍˑˌ ˑ˄ˎ˃
-
˔˕ˋ ȋ˘ˋˏˋ˚ˈ˔ˍ˃ˢ ˋ ːˈ˗˕ˈ˘ˋˏˋ˚ˈ˔ˍ˃ˢ ˒˓ˑ
-
ˏ˞˛ˎˈːːˑ˔˕˟ȌǢ
Ȉ ʠʬʖ Ǽʠ˃˓˞˃˓ˍ˃ǽ ˅ ʙ˃˓˃ˆ˃ːˇˋː˔ˍˑˌ ˑ˄
-
ˎ˃˔˕ˋ ȋˏˈ˕˃ˎˎ˖˓ˆˋˢ ˋ ˏ˃˛ˋːˑ˔˕˓ˑˈːˋˈȌǢ
Ȉ ʠʬʖ Ǽʤˑ˓ˆˑ˔
–
ʑˑ˔˕ˑ˚ː˞ˈ ˅ˑ˓ˑ˕˃ǽ ˅ ʏˎ
-
ˏ˃˕ˋː˔ˍˑˌ ˑ˄ˎ˃˔˕ˋ ȋˎˑˆˋ˔˕ˋˍ˃ȌǢ
Ȉ ʠʬʖ Ǽʤˋˏˋ˚ˈ˔ˍˋˌ ˒˃˓ˍ ʡ˃˓˃ˊǽ ˅ʕ˃ˏ
-
˄˞ˎ˔ˍˑˌ ˑ˄ˎ˃˔˕ˋ ȋ˘ˋˏˋ˚ˈ˔ˍ˃ˢ ˒˓ˑˏ˞˛
-
ˎˈːːˑ˔˕˟ȌǤ
Когда инфраструктура будет построена во всех СЭЗ,
с учетом снятия отраслевых ограничений специальные
экономические зоны будут отличаться друг от друга
только месторасположением и качеством работы управ-
ляющей компании
FREE ZONES
70 /
SEPTEMBER – OCTOBER 2015 /
BUSINESS EMIRATES