

KAZAKHSTAN
ПЕРИОД
˕˓˃ː˔˗ˑ˓ˏ˃˙ˋˋ ʠʬʖ
ʠʝʖʓʏʜʗʔ ʗʓʔʮʡʔʚlzʜʝʠʡlz ʠʞʔʥʗʏʚlzʜlsʤ ʬʙʝʜʝʛʗʦʔʠʙʗʤ ʖʝʜ ȍʠʬʖȎ ʠ ʚʔʡʏʞʟʝʧʚʝʒʝ ʒʝʓʏʜʏʤʝʓʗʡʠʮ
ʞʝʓʞʟʗʠʡʏʚlzʜlsʛʑʜʗʛʏʜʗʔʛʒʝʠʝʟʒʏʜʝʑǡ ʠʛʗʗʝʐʨʔʠʡʑʔʜʜʝʠʡʗǤ ʞʟʔʓʜʏʖʜʏʦʔʜʜlsʔ ʠʡʏʡlz ʝʓʜʗʛ
ʗʖ ʙʚʭʦʔʑlsʤ ʗʜʠʡʟʢʛʔʜʡʝʑ ʓʚʮʞʟʗʑʚʔʦʔʜʗʮʗʜʑʔʠʡʗʥʗʘǡ ʖʝʜlsʞʝʙʏʚʗʧlz ʓʔʛʝʜʠʡʟʗʟʢʭʡ ʠʑʝʘ
ʞʝʡʔʜʥʗʏʚǤ Ǿʓʔʚʝʑlsʔ ʬʛʗʟʏʡlsʙʏʖʏʤʠʡʏʜǿ ʝʡʙʟlsʑʏʔʡ ʠʞʔʥʞʟʝʔʙʡǡ ʞʝʠʑʮʨʔʜʜlsʘ ʟʏʠʠʛʝʡʟʔʜʗʭ
ʏʠʞʔʙʡʝʑ ʓʔʮʡʔʚlzʜʝʠʡʗ ʠʑʝʐʝʓʜlsʤ ʖʝʜʑ ʙʏʖʏʤʠʡʏʜʔ ʗʑʛʗʟʔǤ
Текст:
Талгат Ергалиев
Д
ля привлечения инвестиций в
нашей стране СЭЗ были исполь-
зованы одними из первых. Закон
«О свободных экономических зонах в Ка-
захской ССР» был принят еще в 1990 году,
и в течение последующих пяти лет были
созданы девять зон, в том числе Алакуль-
ская иЖаркентская в Талдыкорганской
области, Жайрем-Атасуйская вЖезказ-
ганской и Лисаковская в Костанайской
области. Однако уже в 1996 году все они
были упразднены из-за своей неэффек-
тивности. Второй же этап в применении
специальных экономических зон начался
уже в период начала форсированного ин-
дустриально-инновационного развития
(ФИИР), когда был принят соответству-
ющий республиканский закон и созданы
новые зоны.
С тех пор осуществляется строитель-
ство инфраструктуры зон и не прекраща-
ется трансформация системы управления
ими. Роль их кураторов выполняли мини-
стерство индустрии и новых технологий,
местные исполнительные органы, нац-
компании. В последнее время идею еди-
ного управления всеми зонами защищали
министерство инвестиций и развития,
Национальная палата предпринимате-
лей. Данная практика, когда в условиях
наступивших сложностей со становлени-
ем структур государство идет на создание
новых управленческих надстроек, уже де-
монстрировала своюнеоднозначность.
Так, например, было с институтами
развития иФУР «Казына», которая как
управленческая надстройка затем не-
сколько раз менялась, без особого по-
ложительного эффекта для курируемых
организаций. Это классический пример
упрощения сложных систем, к сожале-
нию, характерный для постсоветских
стран. Касательно ограничений в сроках
действия, в разных странах применяют
различные периоды.
Но, как показывает международная практика, на становление свободной зоны зача-
стую уходит 15 и более лет. Исходя из этого, применяемый период в 25 лет выглядит не-
достаточно длительным. Также, до последних изменений в законодательстве, спорным
выглядел отраслевой подход в специализации зон. Получалось, что государство за инве-
стора определяет, на какую специальную экономическую зону ему необходимо заходить.
Деятельность СЭЗ регулируется следующими нормативными правовыми актами:
•Налоговым кодексом, в части налогообложения участников зон;
•Законом «Оспециальных экономических зонах», регулирующимих деятельность;
• Соглашением по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на
таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной тамо-
женной зоны, в части таможенного регулирования в СЭЗ (применяется временно до
1 января 2017 года).
FREE ZONES
68 /
SEPTEMBER – OCTOBER 2015 /
BUSINESS EMIRATES