Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  68 / 80 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 68 / 80 Next Page
Page Background

KAZAKHSTAN

ПЕРИОД

˕˓˃ː˔˗ˑ˓ˏ˃˙ˋˋ ʠʬʖ

ʠʝʖʓʏʜʗʔ ʗʓʔʮʡʔʚlzʜʝʠʡlz ʠʞʔʥʗʏʚlzʜlsʤ ʬʙʝʜʝʛʗʦʔʠʙʗʤ ʖʝʜ ȍʠʬʖȎ ʠ ʚʔʡʏʞʟʝʧʚʝʒʝ ʒʝʓʏʜʏʤʝʓʗʡʠʮ

ʞʝʓʞʟʗʠʡʏʚlzʜlsʛʑʜʗʛʏʜʗʔʛʒʝʠʝʟʒʏʜʝʑǡ ʠʛʗʗʝʐʨʔʠʡʑʔʜʜʝʠʡʗǤ ʞʟʔʓʜʏʖʜʏʦʔʜʜlsʔ ʠʡʏʡlz ʝʓʜʗʛ

ʗʖ ʙʚʭʦʔʑlsʤ ʗʜʠʡʟʢʛʔʜʡʝʑ ʓʚʮʞʟʗʑʚʔʦʔʜʗʮʗʜʑʔʠʡʗʥʗʘǡ ʖʝʜlsʞʝʙʏʚʗʧlz ʓʔʛʝʜʠʡʟʗʟʢʭʡ ʠʑʝʘ

ʞʝʡʔʜʥʗʏʚǤ Ǿʓʔʚʝʑlsʔ ʬʛʗʟʏʡlsʙʏʖʏʤʠʡʏʜǿ ʝʡʙʟlsʑʏʔʡ ʠʞʔʥʞʟʝʔʙʡǡ ʞʝʠʑʮʨʔʜʜlsʘ ʟʏʠʠʛʝʡʟʔʜʗʭ

ʏʠʞʔʙʡʝʑ ʓʔʮʡʔʚlzʜʝʠʡʗ ʠʑʝʐʝʓʜlsʤ ʖʝʜʑ ʙʏʖʏʤʠʡʏʜʔ ʗʑʛʗʟʔǤ

Текст:

Талгат Ергалиев

Д

ля привлечения инвестиций в

нашей стране СЭЗ были исполь-

зованы одними из первых. Закон

«О свободных экономических зонах в Ка-

захской ССР» был принят еще в 1990 году,

и в течение последующих пяти лет были

созданы девять зон, в том числе Алакуль-

ская иЖаркентская в Талдыкорганской

области, Жайрем-Атасуйская вЖезказ-

ганской и Лисаковская в Костанайской

области. Однако уже в 1996 году все они

были упразднены из-за своей неэффек-

тивности. Второй же этап в применении

специальных экономических зон начался

уже в период начала форсированного ин-

дустриально-инновационного развития

(ФИИР), когда был принят соответству-

ющий республиканский закон и созданы

новые зоны.

С тех пор осуществляется строитель-

ство инфраструктуры зон и не прекраща-

ется трансформация системы управления

ими. Роль их кураторов выполняли мини-

стерство индустрии и новых технологий,

местные исполнительные органы, нац-

компании. В последнее время идею еди-

ного управления всеми зонами защищали

министерство инвестиций и развития,

Национальная палата предпринимате-

лей. Данная практика, когда в условиях

наступивших сложностей со становлени-

ем структур государство идет на создание

новых управленческих надстроек, уже де-

монстрировала своюнеоднозначность.

Так, например, было с институтами

развития иФУР «Казына», которая как

управленческая надстройка затем не-

сколько раз менялась, без особого по-

ложительного эффекта для курируемых

организаций. Это классический пример

упрощения сложных систем, к сожале-

нию, характерный для постсоветских

стран. Касательно ограничений в сроках

действия, в разных странах применяют

различные периоды.

Но, как показывает международная практика, на становление свободной зоны зача-

стую уходит 15 и более лет. Исходя из этого, применяемый период в 25 лет выглядит не-

достаточно длительным. Также, до последних изменений в законодательстве, спорным

выглядел отраслевой подход в специализации зон. Получалось, что государство за инве-

стора определяет, на какую специальную экономическую зону ему необходимо заходить.

Деятельность СЭЗ регулируется следующими нормативными правовыми актами:

•Налоговым кодексом, в части налогообложения участников зон;

•Законом «Оспециальных экономических зонах», регулирующимих деятельность;

• Соглашением по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на

таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной тамо-

женной зоны, в части таможенного регулирования в СЭЗ (применяется временно до

1 января 2017 года).

FREE ZONES

68 /

SEPTEMBER – OCTOBER 2015 /

BUSINESS EMIRATES