41
РУССКИЕ ЭМИРАТЫ
МАРТ - АПРЕЛЬ 2009
LIFE STYLE
ЗАМЕТКИПУТЕШЕСТВЕННИКА
Очень мало известно о первых годах его жизни, его
юности. Практически все, что мы знаем о жизни Ибн Батуты,
известно от него самого. Вернувшись из своего последнего
странствия, он надиктовал рассказ о своих путешествиях
своему другу, ученому по фамилии Ибн Джузаи. Спустя
несколько лет, в 1356 году, Ибн Джузаи издал книгу, которая
содержала рассказ Ибн Батуты и множество комментариев
самого Ибн Джузаи. Эта книга, названная в восточном цве-
тистом стиле «Бесценный подарок тем, кто размышляет о
чудесах городов и путешествий», и есть основной источник
информации об Ибн Батуте и его фантастических стран-
ствиях. Позднее, книгу стали называть просто «Рила», что
по-арабски значит «Путешествия».
Со страниц книги перед нами предстает образ отважно-
го мореплавателя и путешественника, десятки, если не сотни
раз смотревшего в лицо смерти, человека умного, проница-
тельного, высокообразованного и эрудированного, дружбы
с которым искали многие «сильные мира сего» - короли и
султаны, императоры и ханы; человека глубоко религиозного
и в то же время любящего жизнь во всех ее проявлениях…
Из книги мы знаем, что в юности Ибн Батута изучал
основы естественных наук, а также мусульманского права –
шариата. Известно изречение, приписываемое Пророку
Мухаммеду: «Ищи знания, даже если эти поиски приведут
тебя в Китай». Не исключено, что именно это изречение и
подтолкнуло молодого марокканца к его первому путеше-
ствию – хаджу в Мекку, которое он совершил в возрасте 21
года. В «Путешествиях» об этом сказано так: «Я собрался с
духом и покинул свою любимую семью, как птица покидает
свое гнездо». Так началось путешествие длиной в 29 лет.
Из родного Танжера Ибн Батута направляется в
Каир, а оттуда в Дамаск. Проведя Рамадан в Дамаске,
путешественник присоединяется к каравану, дви-
гавшемуся в Медину – город, где погребен Пророк
Мухаммед. Оттуда Ибн Батута совершает свой первый
хадж в Мекку, где совершает все ритуалы, положенные
мусульманскому паломнику. Из Мекки он намеревался
вернуться домой, но затем изменил свое намерение и
отправился в Ирак и Иран.
В Ираке Ибн Батута посещает священный город Аль-
Наджаф – место рождения четвертого калифа Али. Оттуда
он направляется в Басру, затем в Исфахан; всего через
несколько десятилетий этот город будет разрушен ордами
Тамерлана. После этого были Шираз и Багдад. Оттуда Ибн
Батута по Шелковому Пути движется на север в Тебриз,
крупный торговый центр того времени.
Завершив это путешествие, Ибн Батута возвращается в
Мекку и живет в этом городе около года. Затем он принимает
решение отправиться в очередное странствие, на этот раз,
в Красное Море и вдоль побережья Западной Африки. На
этом пути, его первой главной целью был Аден, где он соби-
рался заняться торговлей. Но перед этим, Ибн Батута решил
совершить последнее путешествие – как он тогда считал - и
нанялся на судно, шедшее на юг вдоль африканского побере-
жья. Главными остановками судна были Могадишу, Момбаса,
Занзибар и Килва. Однако, вскоре направление сильных
муссонных ветров изменилось, и судно, а вместе с ним и Ибн
Батута, вернулось в Саудовскую Аравию. Отсюда он направля-
ется в Оман и на берега Ормузского пролива.
Затем Ибн Батута снова проводит в Мекке около года,
после чего он принимает решение наняться на службу к сул-
тану Дели (Индия). Чтобы добраться до Индии, что было, по
тем временам, весьма нелегким предприятием, Ибн Батута
решает вначале прибыть в Анатолию бывшей тогда под вла-
стью турок-сельджуков, и там присоединиться к одному из
караванов, идущему в Индию.
Мекка
Мар
окк
о,
Т
а
н
же
р