Russian Emirates # 33 (September - October 2009) - page 34

LIFE STYLE
/ SEPTEMBER - OCTOBER 2009 /
Они участвовали в боевых опера-
циях против Йемена в сопредельных
с владениями Абдель Азиза Аль Сауда
районах, где еще только устанавлива-
лись межгосударственные границы.
После того, как в сентябре 1932 года
немецкий пилот был сбит над Йеменом,
британец предпочел вернуться на
родину. Отряд остался без летчиков.
К тому времени уже было принято
решение построить в Таифе аэродром
и разместить там главную базу будущих
саудовских ВВС. В ноябре 1934 года,
пишет Никита Демин, в Таиф прибыли
ещё два русских специалиста из числа
белоэмигрантов. Строительство базы
ВВС шло быстро. В 1935 году на нее были
переведены все три самолета Wapiti.
Встал вопрос о подготовке националь-
ных кадров в сфере воздухоплавания.
Первая небольшая группа сау-
довцев прошла обучение в Италии и
продолжала совершенствовать летные
навыки на родине под контролем
итальянских инструкторов на трени-
ровочных лайнерах Caproni Ca-100,
которые в разобранном виде были
доставлены в Джидду в мае 1936 года.
Найденов и русские авиатехники про-
должали работу по контракту, занима-
ясь подготовкой национальных летных
кадров. Таиф оставался авиационной
базой. Отсюда саудовские авиаторы
совершили первые полеты над горо-
дами своей страны. Организованные
при содействии русских специалистов
они вошли в историю, которую хранит
авиационный музей «Сокол полуостро-
ва» в Эр-Рияде. В музее зафиксировано
имя первого саудовца, распечатавшего
небо над Джиддой в 1924 году. Им стал
уроженец Мекки Абдель Салям Сархан,
совершивший 20-минутный полет над
минаретами летней саудовской столи-
цы. Через год аналогичный полет над
Джиддой выполнил другой саудовский
пилот Хасан Назер. Летом 1936 года сау-
довцы начали летать на длинные рас-
стояния, и 25 августа состоялся первый
полет саудовцев над Меккой, летать над
которой иноверцам не разрешалось.
Под руководством Найденова
саудовские летчики, прошедшие обу-
чение в Италии, осваивали моноплан
Caudron-Renault Pelican, подаренный
королю Абдель Азизу французским
правительством. Самолет был переобо-
рудован под воздушную карету скорой
помощи для нужд правящей семьи и
мог принять на борт трех пассажиров.
По поручению саудовской стороны
группа русских специалистов во главе с
Найденовым провела в 1936 году осмотр
технического состояния трех закуплен-
ных в 1929 году самолетов Wapiti и при-
шла к выводу, что эти машины можно
эксплуатировать ещё, как минимум, в
течение пяти лет. Русским авиатехникам удалось
восстановить и вернуть в эксплуатацию и четвер-
тый Wapiti, который был сбит в 1932 году йемен-
скими стрелками.
С прибытием в Джидду в апреле 1937 года
ещё двух новых Caproni Ca-101 и четырехместно-
го скоростного моноплана Bellanca американско-
го производства, численность самолетов в коро-
левском авиаотряде достигла двенадцати единиц:
четыре – Wapiti; три - тренировочных Caproni
Ca-100; три – Caproni Ca-101; один – Caudron-
Renault Pelican и один – Bellanca. В 1937 году
в Джидде в присутствии короля Абдель Азиза
состоялся первый воздушный парад. В нем было
задействовано шесть самолетов, четыре из кото-
рых пилотировались саудовскими лётчиками.
В мае 1938 года под руководством Найденова
был совершен перелет на четырех самолетах по
маршруту Джидда – Янбу – Джидда. Около 300 км
отряд преодолел за 2 часа 10 минут строго по
графику и без происшествий. Один самолет пило-
тировал Найденов, за штурвалами двух других
сидели саудовские летчики, четвертым управлял
итальянский инструктор. До конца 1938 года на
регулярной основе практиковались подобные
тренировочные полеты с аэродрома Джидды. В
течение всего 1938 года Найденов, совместно с
итальянскими инструкторами, активно занимался
повышением мастерства саудовских пилотов.
После того, как русские специалисты восста-
новили самолет Wapiti, в королевском авиаотря-
де были сформированы два звена: одно состоя-
ло из трех самолетов Caproni Ca-101, а в состав
другого вошли Bellanca и четыре Wapiti.
Опыт обучения саудовских летчиков за
границей был признан успешным, но новая
партия курсантов поехала не в Италию, а в
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЛАЙНЕРЫ
CAPRONI CA-100, В РАЗОБРАННОМ ВИДЕ
БЫЛИ ДОСТАВЛЕНЫ В ДЖИДДУ В МАЕ 1936
ГОДА. НАЙДЕНОВ И РУССКИЕ АВИАТЕХНИКИ
ПРОДОЛЖАЛИ РАБОТУ ПО КОНТРАКТУ,
ЗАНИМАЯСЬ ПОДГОТОВКОЙ НАЦИОНАЛЬНЫХ
ЛЕТНЫХ КАДРОВ
Caproni Ca-100
Египет, куда в начале 1939 года были направ-
лены восемь саудовских подданных.
Таким образом, база для дальнейшего раз-
вития авиации в Саудовской Аравии была зало-
жена еще до начала Второй мировой войны.
Страна располагала небольшим постоянно
летающим отрядом, двумя аэродромами и
национальными кадрами летного и техническо-
го состава, об уровне квалификации которых
говорит отсутствие серьезных авиапроисше-
ствий и тем более катастроф. Значительный
вклад в создание первого авиаотряда
Саудовской Аравии, в обучение национальных
кадров летному мастерству и навыкам обслу-
живания и ремонта самолетов внесли четверо
русских, волею судеб заброшенных в Хиджаз.
В 1943 году американское правитель-
ство объявило Саудовскую Аравию страной,
имеющей жизненно-важное значение для обо-
роны США, и распространило на неё закон о
ленд-лизе. Важным моментом в американо-
саудовском сближении явилась встреча 14 фев-
раля 1945 года президента Франклина Рузвельта
с королем Абдель Азизом на борту крейсера
Quincy. Возвращаясь из России с Ялтинской
Встреча президента Франклина Рузвельта
с королем Абдель Азизом
34
/
Heritage
FC...,24,25,26,27,28,29,30,31,32,33 35,36,37,38,39,40,41,42,43,44,...BC
Powered by FlippingBook