Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  56 / 76 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 56 / 76 Next Page
Page Background

KAZAKHSTAN

ʞʟʝʓʝʚʕʏʮ ʠʞʔʥʞʟʝʔʙʡ ǾʟʔʒʗʝʜlsǤ

ǿǡ ʤʝʡʔʚʝʠlz ʐlsʝʐʟʏʡʗʡlz

ʑʜʗʛʏʜʗʔ ʜʏ ʑʝʞʟʝʠlsʠʡʟʏʡʔʒʗʦʔʠʙʝʒʝʞʚʏʜʗʟʝʑʏʜʗʮǡ ʡʏʙʙʏʙ

ʑʜʏʠʡʝʮʨʔʔ ʑʟʔʛʮ ʟʏʖʟʏʐʏʡlsʑʏʭʡʠʮʗʞʟʗʜʗʛʏʭʡʠʮʜʝʑlsʔ

ʟʔʒʗʝʜʏʚlzʜlsʔ ʞʟʝʒʟʏʛʛlsʟʏʖʑʗʡʗʮ ȃ ʜʏ ʹͲͳ͸ǧʹͲʹͲ ʒʝʓlsǤ

Ф

ормат журнальной статьи и не-

достаток времени не позволяют

подвергнуть Программу раз-

вития «Алматы-2020» детальному анали-

зу–здесь скорее–попытка посмотреть

на предлагаемый принцип планирования

и высказать собственные соображения

на развитие бывшей столицы.

ʞ˓ˑˆ˓˃ˏˏːˑˈ ˑ˄ˈ˔˒ˈ˚ˈːˋˈ

Согласно проекту Программы, предвари-

тельный анализ социально-экономиче-

ского положения Алматы основан на при-

менении SWOT-анализа по большинству

рассматриваемых аспектов (региональ-

ная экономика, промышленность, про-

довольственный пояс, МСБ, инвестиции

и инновации, образование, здравоохра-

нение, труд и социальная защита, культу-

ра, туризм, развитие языков, обществен-

ная безопасность и правопорядок, связь

и коммуникации, строительство, дороги

и транспорт, ЖКХ, экология, госуслуги).

Использовано очень много разнообраз-

ной статистики, что позволяет взглянуть

на ситуацию аналитически. Осуществле-

но сравнение Алматы с другими городами

мира, используя результаты семи различ-

ных рейтингов. Разработаны видение го-

рода, 5 принципов программы, 7 ключе-

вых приоритетов развития.

Почти 20 мини-SWOT-анализов не све-

дены в один общий. Складывается ощуще-

ние, что их формировали в основном от-

раслевые специалисты. При этом возникает

закономерный вопрос: «А видна ли картина

в целом»?Провести столько оценочной ра-

ботыи не выйти на итоговый, общий ре-

зультат? Стоит надеяться, что это просто

не вошло в текст проектаПрограммы.

Принципы почему-то относятся к са-

мой программе, а не, например, к управле-

нию города или более пространно–к его

развитию. Не стоит забывать, что, учиты-

вая длительность существования городов,

пятилетняя программа по сути является

краткосрочной и сама должна быть вписа-

на в нечто большее–в парадигму, идеоло-

гию, мировоззрение.

Обозначенные приоритеты разви-

тия («Комфортный город», «Город ак-

тивных граждан» и т.д.) больше похожи

как раз-таки на варианты видения города

в будущем. Но использованы в дальней-

шем иначе–как некий аналог отрасле-

вых планов. Само же видение настолько

обще сформулировано, что может быть

отнесено не только к Алматы, но и к двум

третям городов из тех же международ-

ных рейтингов. Прочитав его случайно,

вряд ли можно догадаться, что это сказа-

но конкретно про Алматы.

Грубо говоря, получился микс из клас-

сического западного анализа–ска-

зывается подключение к разработке

McKinsey–и привычной модели наше-

го госпланирования, где цели и задачи

в смысловом плане немного путаются

между собой, а целевые индикаторы во-

обще живут отдельной жизнью.

Складывается следующая логическая

цепочка действий: видение–приорите-

ты развития–элементыфункциониро-

вания города (например, дороги и транс-

порт)–цели–пути их достижения и далее,

очевидно, годовые планы с разбивкой

по ведомствам и отделам.

Возможно, такое построение плана по-

зволяет охватить все сферы жизни мегапо-

лиса. Но есть опасения, что, как и в случа-

ях с большинством наших госпрограмм,

отслеживание результативности Про-

граммы в итоге разобьется на техниче-

ский мониторинг несколько десятков под-

программ, ни по смыслу, ни по замыслу,

ни по своевременности действий не свя-

занных вместе.

Темне менее, в защиту действий аки-

мата стоит сказать, что для наших условий

такая программа и такая ее подача в поле

зренияширокой общественности достойны

внимания и уважения. Как уже предвари-

тельно отчитались представители акимата,

проведено несколько десятков встреч с раз-

ными целевыми группами граждан, актив-

но используются соцсети, получено более

двухсот предложений кПрограмме.

ʛ˞˔ˎˋ˅˔ˎ˖˘

В современной истории, возможно, и нет

прецедентов, когда при переносе столицы

предыдущий главный город страны воз-

рождался на прежнем или даже более вы-

соком уровне. ПримерыСанкт-Петербурга

иМосквы, Стамбула и Анкары, Киото

и Токио, временная потеря статуса импер-

ской столицы Берлином и окончатель-

ная–Веной только подтверждают этот

нисходящий тренд.

В большинстве случаев бывшая столи-

ца остается одним из крупнейших городов

в стране, но вынуждена специализиро-

ваться–как исторический центр (Стам-

бул, Киото, Вена) или транспортный узел

(Санкт-Петербург). Большого выбора в по-

добной специализации у Алматы нет.

АлматыиАстана в целом сопоставимы

как мегаполисы (наличие промышленно-

сти, современных торговых объектов, уч-

реждений образования, здравоохранения,

культуры, уровень городских бюджетов,

среднего дохода населения, цен на недви-

жимость), и отличие «южной столицы»

здесь условно туристическое. Это, конечно,

горы, горные реки и озера, но вот уже исто-

рия Верного–Алма-Аты–Алматы–срав-

нительно недолгая по времени, а для зару-

бежных туристов незнакомая и не совсем

интересная. Более того, у Астаныимеются

такие явные преимущества, как централь-

ное положение транспортного узла и воз-

можность дальнейшего территориального

расширения. Быть же дублером столицы

для Алматы–это, конечно, не вариант.

НОВАЯ

ПЯТИЛЕТКА

АЛМАТЫ

Текст:

Талгат Ергалиев

REGIONS

56 /

NOVEMBER – DECEMBER 2015 /

BUSINESS EMIRATES