Russian Emirates # 63 (September - October 2014) - page 136

Писали в основном тростниковым пером,
затачивая его в зависимости от особенностей
шрифта, а состав чернил хранили в тайне. При
этом золотыми буквами нередко подчеркивались
важные слова, например, имя Аллаха. Иногда
буквы выдавливали ногтями с задней стороны
бумаги – так они получались рельефными, а затем
их выделяли цветом или золотили. До XV века
поля манускриптов обычно не украшались, но
уже вскоре на них расцвели узоры, часто не усту-
павшие самому тексту.
Каллиграфы пользовались огромным поче-
том, а настоящих высот в этом деле достигли око-
ло двадцати турецких султанов. Рассказывали,
что некоему мастеру за несравненную красоту
одной выведенной им фразы были прощены все
грехи. Одного каллиграфа называли «золотое
перо», другого – «султан, путеводная звезда кал-
лиграфов». Искусству письма усердно учились с
юных лет под чутким надзором – а часто и розга-
ми – мастера. Тот посвящал учеников не только в
техническую сторону дела, но и в тайное значение
букв. У некоторых каллиграфов на пальцах не за-
живали раны, другие слепли…Были и мастери-
цы-женщины. До XIV века тексты-шедевры были
чаще всего анонимными; затем положение стало
меняться, но многие мастера все равно не подпи-
сывали свои произведения. По ходу истории раз-
вилось богатое разнообразие почерков.
ВЕЛИКИЙ МЫСЛИТЕЛЬ
АЛЬ-ФАРАБИ ГОВОРИЛ:
«В ОСНОВЕ ПОЧЕРКА
ЛЕЖИТ ДУХ, ВЫРАЖЕННЫЙ
ЧУВСТВАМИ ТЕЛА»
Курсивная, более округлая манера пись-
ма уходила корнями еще в доисламскую эпоху.
Долгое время она использовалась в повсед-
невной переписке, а в манускриптах до X века
господствовал монументальный шрифт угло-
ватых форм, называемый куфическим. Буквы
иногда превращались в прихотливые перепле-
тения завитушек и цветов, накладывались друг
на друга, слова обрывались в конце строки…
Даже арабу порой было непросто прочитать
такие надписи. Затем и в переписывании книг
началось доминирование курсива. Была опре-
делена шестерка курсивных почерков, которые
отличались ясностью и строгостью пропорций.
Самый известный из них – насх. По преда-
нию, почерки систематизировал в X веке вели-
кий каллиграф и визирь при трех халифах Ибн
Мукла. Он создал систему, в которой опреде-
лялись размеры каждой буквы и соотношения
между ними.
Для этого использовался след от одного
касания бумаги тростниковым пером, а также
окружности и полуокружности. Таково было
внимание к букве! Судьба самого Ибн Мук-
ли оказалась трагичной. Ему довелось жить в
кризисный момент истории Халифата и видеть
крах былой роскоши. Завистники посадили его
в темницу и отрубили правую руку. В различ-
ных регионах и для разных нужд складывались
Логотип отеля Burj
Al Arab, современное
применение каллиграфии
в дизайне
128
/
Heritage
SEPTEMBER - OCTOBER 2014 /
ART & CULTURE
FC...,126,127,128,129,130,131,132,133,134,135 137,138,139,140,141,142,143,144,145,146,...BC
Powered by FlippingBook