Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  35 / 80 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 35 / 80 Next Page
Page Background

КАЗАХСТАН

ʑʜʏʠʡʝʮʨʔʔ ʑʟʔʛʮ ʠʣʝʟʛʢǧ

ʚʗʟʝʑʏʜlsͳͲ ʑʝʞʟʝʠʝʑǡ

ʙʝʡʝʟlsʔ ʝʡʑʔʦʏʭʡ

ʞʟʗʜʥʗʞʏʛǾʚʢʦʧʔʒʝ

ʟʔʒʢʚʗʟʝʑʏʜʗʮǿǣ

ͳ

Ǥ ʞ˓˃˅ˋˎ˟ːˑ ˎˋ ˑ˒˓ˈˇˈˎˈː˃

˒˓ˑ˄ˎˈˏ˃ǫ

ʹǤ

ʓˑˍ˃ˊ˃ː˃ ˎˋ ːˈˑ˄˘ˑˇˋˏˑ˔˕˟ ˆˑ

-

˔˖ˇ˃˓˔˕˅ˈːːˑˆˑ ˅ˏˈ˛˃˕ˈˎ˟˔˕˅˃ǫ

͵Ǥ

ʮ˅ˎˢˈ˕˔ˢ ˎˋ ˓ˈˆ˖ˎˋ˓ˑ˅˃ːˋˈ ː˃ˋ

-

ˎ˖˚˛ˈˌ ˗ˑ˓ˏˑˌ ˆˑ˔˖ˇ˃˓˔˕˅ˈːːˑˆˑ

˅ˏˈ˛˃˕ˈˎ˟˔˕˅˃ǫ

ͶǤ

ʠ˖˜ˈ˔˕˅˖ˈ˕ ˎˋ ˒˓˃˅ˑ˅˃ˢ ˑ˔ːˑ˅˃

˓ˈˆ˖ˎˋ˓ˑ˅˃ːˋˢǫ

ͷǤ

ʜ˃ ˍ˃ˍˑˏ ˖˓ˑ˅ːˈ ȋ˖˓ˑ˅ːˢ˘Ȍ ˇˑˎˉ

-

ːˑ ˑ˔˖˜ˈ˔˕˅ˎˢ˕˟˔ˢ ˆˑ˔˖ˇ˃˓˔˕˅ˈː

-

ːˑˈ ˅ˏˈ˛˃˕ˈˎ˟˔˕˅ˑǫ

͸Ǥ

ʞ˓ˈ˅ˑ˔˘ˑˇˢ˕ ˎˋ ˅˞ˆˑˇ˞ˑ˕ ˅˅ˈˇˈ

-

ːˋˢ ˓ˈˆ˖ˎˋ˓ˑ˅˃ːˋˢ ˋˊˇˈ˓ˉˍˋǡ ˔˅ˢ

-

ˊ˃ːː˞ˈ ˔ ˕˃ˍˋˏ˓ˈˆ˖ˎˋ˓ˑ˅˃ːˋˈˏǫ

͹Ǥ

ʮ˅ˎˢˈ˕˔ˢ ˎˋ ˒˓ˑˊ˓˃˚ː˞ˏ

˓˃˔˒˓ˈˇˈˎˈːˋˈ ˋˊˇˈ˓ˉˈˍ ˋ ˅˞ˆˑˇ

ˏˈˉˇ˖ ˓˃ˊˎˋ˚ː˞ˏˋ ˔ˑ˙ˋ˃ˎ˟ː˞ˏˋ

ˆ˓˖˒˒˃ˏˋǫ

ͺǤ

ʮ˅ˎˢˈ˕˔ˢ ˎˋ ˓ˈˆ˖ˎˋ˓ˑ˅˃ːˋˈ ˢ˔

-

ː˞ˏǡ ˒ˑːˢ˕ː˞ˏ ˋ ˒˓ˋˈˏˎˈˏ˞ˏ ˇˎˢ

ˑ˄˝ˈˍ˕ˑ˅ ˓ˈˆ˖ˎˋ˓ˑ˅˃ːˋˢǫ

ͻǤ

ʗˏˈˎˋ ˎˋ ˅˔ˈ ˊ˃ˋː˕ˈ˓ˈ˔ˑ˅˃ːː˞ˈ

˔˕ˑ˓ˑː˞ ˅ˑˊˏˑˉːˑ˔˕˟ ˅˞˔ˍ˃ˊ˃˕˟

˔˅ˑˈ ˏːˈːˋˈ ˒ˑ ˒ˑ˅ˑˇ˖ ːˈˑ˄˘ˑˇˋˏˑ

-

˔˕ˋ ˓ˈˆ˖ˎˋ˓ˑ˅˃ːˋˢǫ

ͳͲǤ

ʙ˃ˍˋˏ ˑ˄˓˃ˊˑˏ ˄˖ˇˈ˕ ˇˑ˔˕ˋ

-

ˆ˃˕˟˔ˢ ˔ˑ˄ˎˡˇˈːˋˈ ˓ˈˆ˖ˎˋ˓˖ˡ˜ˋ˘

˒˓˃˅ˋˎǫ

В качестве примера в том числе рас-

сматривался опыт Кыргызстана и России.

Вопрос же системного применения АРВ,

скорее всего по причине отсутствия поли-

тической воли в данном вопросе, широко

не поднимался и не продвигался.

С 2014 года при деятельном участииНа-

циональной палаты предпринимателей

вопрос начинает сдвигаться с точки опре-

деления теоретических основ на путь

практического использования. Разраба-

тывался проект постановления Прави-

тельства Казахстана об утверждении ме-

тодики АРВ, наконец в начале этого года

вышел ПриказМинистерства националь-

ной экономики№32 от 21 января 2015 года

«Правила проведения анализа регулятор-

ного воздействия». Разработчиками ин-

струмента будут выступать инициаторы

проектов нормативных актов в лице

госорганов, впрочем, допускаются и аль-

тернативные АРВ, которые, скорее всего,

будут делаться в основномНациональной

палатой предпринимателей.

В качестве примеров публичных АРВ,

то есть не только разработанных, но и

представленных экспертному сообще-

ству и общественному мнению, можно

назвать следующие. Это анализ по нор-

ме «40 квадратных метров» (ограничения

по реализации алкогольной продукции

в розничной торговле), а также анализ по

изменениям в Кодекс Республики Казах-

стан «О здоровье народа и системе здраво-

охранения», в частности предусматрива-

ющим полный запрет курения в сегменте

HoReCa (отели, рестораны, кафе).

Любопытно, что в первом случае по-

сле публичного обсуждения норма «40

квадратных метров» в дальнейшем при

формировании новой версии измене-

ний в законодательстве разработчиками

была изъята. От неиспользования данно-

го дополнительного регуляторного воз-

действия выиграли не столько произво-

дители алкогольной продукции, сколько

малые предприниматели из сегмента

«магазины у дома».

Итак, в настоящее время есть методо-

логическая и нормативная база для вне-

дрения АРВ в Казахстане. Есть ли здесь

какие-либо слабые стороны, угрозы и

риски? Есть, и немалые. Во-первых, от-

сутствие подготовленных специалистов в

госорганах и системе Национальной па-

латы предпринимателей. АРВ до сих пор

остается узкопрофессиональной темой,

малоизвестной даже в госорганах. По-

пытки организации обучения предпри-

нимаются, но пока это только единичные

семинары с участием международных

экспертов. В то же время массовое при-

менение процедуры требует и массово-

го ликбеза хотя бы ответственных за нее

госслужащих и специалистов палаты.

Во-вторых, есть опасность превали-

рования формального подхода при его

разработке, частично проистекающих

из указанного выше риска, частично в

силу бюрократических привычек и мен-

талитета, частично из-за элементарной

нехватки времени и/или информации.

В-третьих, высока вероятность инфор-

мационной закрытости подобного рода

процедур и документов. В-четвертых,

недостаток статистики и первичной ин-

формации способен стать «бутылочным

горлышком» возможностей примене-

ния анализа.

В-пятых, появление альтернативных

версий процедуры от объектов регули-

рующего воздействия, лучше подготов-

ленных, чем у разработчиков, в силу их

большей заинтересованности в этом про-

цессе. В этом случае уже сами госорганы

могут проигрывать лоббистским усили-

ям бизнеса и других заинтересованных

сторон. Тем не менее, начало внедрения и

массовой и уже «легальной» разработки

анализа регуляторного воздействия в Ка-

захстане можно только приветствовать и

приступить к подготовке к нему.

Предпринимались попытки разработки методологии

АРВ – еще с 2008 года. В качестве примера в том числе

рассматривался опыт Кыргызстана и России.

ЭКСПЕРТ

ДЕЛОВЫЕ ЭМИРАТЫ

/ МАЙ– ИЮНЬ 2015

/ 35