КАЗАХСТАН
ʑʜʏʠʡʝʮʨʔʔ ʑʟʔʛʮ ʠʣʝʟʛʢǧ
ʚʗʟʝʑʏʜlsͳͲ ʑʝʞʟʝʠʝʑǡ
ʙʝʡʝʟlsʔ ʝʡʑʔʦʏʭʡ
ʞʟʗʜʥʗʞʏʛǾʚʢʦʧʔʒʝ
ʟʔʒʢʚʗʟʝʑʏʜʗʮǿǣ
ͳ
Ǥ ʞ˓˃˅ˋˎ˟ːˑ ˎˋ ˑ˒˓ˈˇˈˎˈː˃
˒˓ˑ˄ˎˈˏ˃ǫ
ʹǤ
ʓˑˍ˃ˊ˃ː˃ ˎˋ ːˈˑ˄˘ˑˇˋˏˑ˔˕˟ ˆˑ
-
˔˖ˇ˃˓˔˕˅ˈːːˑˆˑ ˅ˏˈ˛˃˕ˈˎ˟˔˕˅˃ǫ
͵Ǥ
ʮ˅ˎˢˈ˕˔ˢ ˎˋ ˓ˈˆ˖ˎˋ˓ˑ˅˃ːˋˈ ː˃ˋ
-
ˎ˖˚˛ˈˌ ˗ˑ˓ˏˑˌ ˆˑ˔˖ˇ˃˓˔˕˅ˈːːˑˆˑ
˅ˏˈ˛˃˕ˈˎ˟˔˕˅˃ǫ
ͶǤ
ʠ˖˜ˈ˔˕˅˖ˈ˕ ˎˋ ˒˓˃˅ˑ˅˃ˢ ˑ˔ːˑ˅˃
˓ˈˆ˖ˎˋ˓ˑ˅˃ːˋˢǫ
ͷǤ
ʜ˃ ˍ˃ˍˑˏ ˖˓ˑ˅ːˈ ȋ˖˓ˑ˅ːˢ˘Ȍ ˇˑˎˉ
-
ːˑ ˑ˔˖˜ˈ˔˕˅ˎˢ˕˟˔ˢ ˆˑ˔˖ˇ˃˓˔˕˅ˈː
-
ːˑˈ ˅ˏˈ˛˃˕ˈˎ˟˔˕˅ˑǫ
Ǥ
ʞ˓ˈ˅ˑ˔˘ˑˇˢ˕ ˎˋ ˅˞ˆˑˇ˞ˑ˕ ˅˅ˈˇˈ
-
ːˋˢ ˓ˈˆ˖ˎˋ˓ˑ˅˃ːˋˢ ˋˊˇˈ˓ˉˍˋǡ ˔˅ˢ
-
ˊ˃ːː˞ˈ ˔ ˕˃ˍˋˏ˓ˈˆ˖ˎˋ˓ˑ˅˃ːˋˈˏǫ
Ǥ
ʮ˅ˎˢˈ˕˔ˢ ˎˋ ˒˓ˑˊ˓˃˚ː˞ˏ
˓˃˔˒˓ˈˇˈˎˈːˋˈ ˋˊˇˈ˓ˉˈˍ ˋ ˅˞ˆˑˇ
ˏˈˉˇ˖ ˓˃ˊˎˋ˚ː˞ˏˋ ˔ˑ˙ˋ˃ˎ˟ː˞ˏˋ
ˆ˓˖˒˒˃ˏˋǫ
ͺǤ
ʮ˅ˎˢˈ˕˔ˢ ˎˋ ˓ˈˆ˖ˎˋ˓ˑ˅˃ːˋˈ ˢ˔
-
ː˞ˏǡ ˒ˑːˢ˕ː˞ˏ ˋ ˒˓ˋˈˏˎˈˏ˞ˏ ˇˎˢ
ˑ˄˝ˈˍ˕ˑ˅ ˓ˈˆ˖ˎˋ˓ˑ˅˃ːˋˢǫ
ͻǤ
ʗˏˈˎˋ ˎˋ ˅˔ˈ ˊ˃ˋː˕ˈ˓ˈ˔ˑ˅˃ːː˞ˈ
˔˕ˑ˓ˑː˞ ˅ˑˊˏˑˉːˑ˔˕˟ ˅˞˔ˍ˃ˊ˃˕˟
˔˅ˑˈ ˏːˈːˋˈ ˒ˑ ˒ˑ˅ˑˇ˖ ːˈˑ˄˘ˑˇˋˏˑ
-
˔˕ˋ ˓ˈˆ˖ˎˋ˓ˑ˅˃ːˋˢǫ
ͳͲǤ
ʙ˃ˍˋˏ ˑ˄˓˃ˊˑˏ ˄˖ˇˈ˕ ˇˑ˔˕ˋ
-
ˆ˃˕˟˔ˢ ˔ˑ˄ˎˡˇˈːˋˈ ˓ˈˆ˖ˎˋ˓˖ˡ˜ˋ˘
˒˓˃˅ˋˎǫ
В качестве примера в том числе рас-
сматривался опыт Кыргызстана и России.
Вопрос же системного применения АРВ,
скорее всего по причине отсутствия поли-
тической воли в данном вопросе, широко
не поднимался и не продвигался.
С 2014 года при деятельном участииНа-
циональной палаты предпринимателей
вопрос начинает сдвигаться с точки опре-
деления теоретических основ на путь
практического использования. Разраба-
тывался проект постановления Прави-
тельства Казахстана об утверждении ме-
тодики АРВ, наконец в начале этого года
вышел ПриказМинистерства националь-
ной экономики№32 от 21 января 2015 года
«Правила проведения анализа регулятор-
ного воздействия». Разработчиками ин-
струмента будут выступать инициаторы
проектов нормативных актов в лице
госорганов, впрочем, допускаются и аль-
тернативные АРВ, которые, скорее всего,
будут делаться в основномНациональной
палатой предпринимателей.
В качестве примеров публичных АРВ,
то есть не только разработанных, но и
представленных экспертному сообще-
ству и общественному мнению, можно
назвать следующие. Это анализ по нор-
ме «40 квадратных метров» (ограничения
по реализации алкогольной продукции
в розничной торговле), а также анализ по
изменениям в Кодекс Республики Казах-
стан «О здоровье народа и системе здраво-
охранения», в частности предусматрива-
ющим полный запрет курения в сегменте
HoReCa (отели, рестораны, кафе).
Любопытно, что в первом случае по-
сле публичного обсуждения норма «40
квадратных метров» в дальнейшем при
формировании новой версии измене-
ний в законодательстве разработчиками
была изъята. От неиспользования данно-
го дополнительного регуляторного воз-
действия выиграли не столько произво-
дители алкогольной продукции, сколько
малые предприниматели из сегмента
«магазины у дома».
Итак, в настоящее время есть методо-
логическая и нормативная база для вне-
дрения АРВ в Казахстане. Есть ли здесь
какие-либо слабые стороны, угрозы и
риски? Есть, и немалые. Во-первых, от-
сутствие подготовленных специалистов в
госорганах и системе Национальной па-
латы предпринимателей. АРВ до сих пор
остается узкопрофессиональной темой,
малоизвестной даже в госорганах. По-
пытки организации обучения предпри-
нимаются, но пока это только единичные
семинары с участием международных
экспертов. В то же время массовое при-
менение процедуры требует и массово-
го ликбеза хотя бы ответственных за нее
госслужащих и специалистов палаты.
Во-вторых, есть опасность превали-
рования формального подхода при его
разработке, частично проистекающих
из указанного выше риска, частично в
силу бюрократических привычек и мен-
талитета, частично из-за элементарной
нехватки времени и/или информации.
В-третьих, высока вероятность инфор-
мационной закрытости подобного рода
процедур и документов. В-четвертых,
недостаток статистики и первичной ин-
формации способен стать «бутылочным
горлышком» возможностей примене-
ния анализа.
В-пятых, появление альтернативных
версий процедуры от объектов регули-
рующего воздействия, лучше подготов-
ленных, чем у разработчиков, в силу их
большей заинтересованности в этом про-
цессе. В этом случае уже сами госорганы
могут проигрывать лоббистским усили-
ям бизнеса и других заинтересованных
сторон. Тем не менее, начало внедрения и
массовой и уже «легальной» разработки
анализа регуляторного воздействия в Ка-
захстане можно только приветствовать и
приступить к подготовке к нему.
Предпринимались попытки разработки методологии
АРВ – еще с 2008 года. В качестве примера в том числе
рассматривался опыт Кыргызстана и России.
ЭКСПЕРТ
ДЕЛОВЫЕ ЭМИРАТЫ
/ МАЙ– ИЮНЬ 2015
/ 35