Background Image
Table of Contents Table of Contents
Previous Page  39 / 80 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 39 / 80 Next Page
Page Background

КАЗАХСТАН

Например, «это не я опоздал, это авто-

бус виноват». Не осознает себя и окружаю-

щий мир – «живет в потоке».

«Взрослый»

–мыслит логически, объ-

ективно оценивает ситуацию. Своюответ-

ственность не спихивает на других, но и не

чужуюна себя не берет. Способен выстра-

ивать с окружающими равноправные пар-

тнерские отношения. Осознает в этоммире

себя и границы своей компетентности.

К сожалению, в российских компани-

ях очень часто между руководителем и его

подчиненными устанавливаются «детско-

родительские» отношения. Когда шеф–

«папа» или «мама» для своих сотрудников.

Но это приводит к очень серьезным по-

следствиям, главное из которых – безот-

ветственность сотрудников.

Выглядит это, например, так:

•Шеф делает работу за подчиненных сам

или очень подробно «разжевывает» им,

как нужно все сделать.

•Шеф пытается перевоспитывать своих

подопечных, иногда годами, почти всегда

без результатов.

•Шеф уговаривает своих младших коллег.

•Шеф давит на сотрудников, грозит им

штрафами и увольнениями. Однако угро-

зы зачастую не выполняются, а если со-

трудников штрафуют, то и это не дает же-

лаемого изменения в их поведении.

ʞˑ˚ˈˏ˖ ˕˃ˍ˒˓ˑˋ˔˘ˑˇˋ˕ǫ

Между руководителем и его сотрудника-

ми происходит психологическая игра. Это

некий устойчивый сценарий взаимоот-

ношений, часто неосознаваемый. То есть

каждому ее участнику кажется, что он

действует логично и адекватно, он может

подробно объяснить, почему так действу-

ет. В реальности же он просто воспроизво-

дит шаблон, заданный правилами игры,

где у каждого участника своя роль. При

некотором опыте это видно очень явно.

Все объяснения своего поведения таким

человеком – (само)обман, позволяющий

ему сохранить самооценку и статус в гла-

зах окружающих.

Например, «мама» (собственник биз-

неса) пытается управлять «выводком де-

тей», которым в реальности по 30–40 лет,

при этом все они неглупые, образован-

ные люди, у многих семьи, подчиненные.

Или учредитель – непризнанный вождь в

«стайке подростков», скажем, директоров

дочерних компаний холдинга. Бурно цве-

тет конкуренция, в том числе с шефом,

все задираются, «меряются» машинами,

айфонами. Шефа перебивают, спорят с

ним по поводу и без повода. О соблюде-

нии здоровой субординации не приходит-

ся и говорить.

Сценарии психологических игр передаются от пред-

ков и иных значимых людей. А также из СМИ, бульвар-

ной литературы, кинематографа. Как ни странно, от

игры, даже самой странной и деструктивной, каждый

ее участник получает свою психологическую выгоду.

Подробнее об этом изложено у Эрика Берна в его кни-

гах «Люди, которые играют в игры» и «Игры, в которые

играют люди», причем читать надо именно в такой по-

следовательности.

Детско-родительские игры – одни из самых по-

пулярных и вредных для бизнеса и жизни. Они по-

пулярны, потому что в современном мире очень мно-

го людей инфантильных, так и не повзрослевших. В

традиционных обществах жизнь человека на разных

ее этапах была четко задана традициями: сначала это

дите, потом – мальчик, после – юноша, затем – взрос-

лый, позже – старец.

Этапы разделялись между собой ритуалами пере-

хода, иначе говоря, инициации, посвящения. Юноша

становился мужчиной, пройдя испытание, как это по-

пулярно и удачно изображено в фильме «Аватар»: нуж-

но добраться в дальние края, где живут драконы, и с ри-

ском для жизни приручить одного из них.

Увы, в современном обществе традиции слабеют,

ритуалы перехода – демонизируются или высмеива-

ются. Как результат, вокруг множество таких «детей»

или «подростков» –переростков, внешне – серьезных,

образованных, со своими семьями, при должностях и

иных статусах, а внутренне – далеких от взрослости и

зрелости. А поскольку и многие руководители по своему

уровню (не)зрелости такие же, то получается порочный

круг. Дети и подростки пытаются воспитывать таких же

детей и подростков.

ʑʟʔʓʓʔʡʠʙʝǧ

ʟʝʓʗʡʔʚlzʠʙʗʤʗʒʟ

ʓʚʮʐʗʖʜʔʠʏ

ʧˈ˗ˇˈˎ˃ˈ˕ ˓˃˄ˑ˕˖ ˊ˃ ˒ˑˇ

-

˚ˋːˈːː˞˘ ˔˃ˏˋˎˋˑ˚ˈː˟ ˒ˑˇ

-

˓ˑ˄ːˑ Ǽ˓˃ˊˉˈ˅˞˅˃ˈ˕ǽ ˋˏǡ

ˍ˃ˍː˖ˉːˑ ˅˔ˈ ˔ˇˈˎ˃˕˟Ǥ ʬ˕ˑ

˒˓ˋ˅ˑˇˋ˕ ˍ ˕ˑˏ˖ǡ ˚˕ˑ Ǽˇˈ˕ˋǽ

ːˋˍˑˆˇ˃ ːˈ ˅ˊ˓ˑ˔ˎˈˡ˕ǡ ːˈ ˄ˈ

-

˓˖˕ ː˃ ˔ˈ˄ˢ ˑ˕˅ˈ˕˔˕˅ˈːːˑ˔˕˟Ǥ

ʔ˜ˈ ˘˖ˉˈ ˕ˑǡ ˚˕ˑ ˈ˔ˎˋ ˖ ˕˃

-

ˍˋ˘ Ǽˇˈ˕ˈˌǽ ˈ˔˕˟ ˔˅ˑˋ ˒ˑˇ

-

˚ˋːˈːː˞ˈǡ ˕ˑ ˕˃ˍˑˌ ˔˕ˋˎ˟

˖˒˓˃˅ˎˈːˋˢ ˒ˈ˓ˈˇ˃ˈ˕˔ˢ

˅ːˋˊ ˒ˑ ˙ˈ˒ˑ˚ˍˈǤ

ʧˈ˗ ˒˞˕˃ˈ˕˔ˢ ˒ˈ˓ˈ˅ˑ˔˒ˋ

-

˕˞˅˃˕˟ ˔˅ˑˋ˘ ˒ˑˇˑ˒ˈ˚ː˞˘Ǥ ʑ

ˑ˕˅ˈ˕ ˑː ˒ˑˎ˖˚˃ˈ˕ ˎˋ˛˟ ˓ˈ

-

˃ˍ˙ˋˋ ˒˓ˑ˕ˈ˔˕˃ Ȃ ˍ˃ˍ ˖ ˇˈ

-

˕ˈˌ ˏ˃ˎ˞˘ ˋˎˋ ˒ˑˇ˓ˑ˔˕ˍˑ˅

ͳʹȂͳ͸ ˎˈ˕Ǥ ʞˈ˓ˈ˅ˑ˔˒ˋ˕˞˅˃˕˟

˅ˊ˓ˑ˔ˎ˞˘ ˎˡˇˈˌ Ȃ ˊ˃ːˢ˕ˋˈ

˄ˈˊː˃ˇˈˉːˑˈǣ ˘˃˓˃ˍ˕ˈ˓ ˚ˈ

-

ˎˑ˅ˈˍ˃ ˊ˃ˍˎ˃ˇ˞˅˃ˈ˕˔ˢ ˇˑ ͷ

ˎˈ˕Ǥ ʙ ˕ˑˏ˖ ˉˈ ˈ˜ˈ ˋ ːˈˠ˕ˋ˚

-

ːˑˈ Ȃ ˍ˃ˍˑˈ ˒˓˃˅ˑ ˏ˞ˋˏˈˈˏ

ˎˈˊ˕˟ ˅ ˇ˖˛˖ ˇ˓˖ˆˑˏ˖ ˚ˈˎˑ

-

˅ˈˍ˖ǫ

ʧˈ˗ ˖ˆˑ˅˃˓ˋ˅˃ˈ˕ ˔˅ˑˋ˘

ˏˎ˃ˇ˛ˋ˘ ˍˑˎˎˈˆǤ ʞ˓ˋ ˠ˕ˑˏ

ˑː ˓ˑːˢˈ˕ ˔˅ˑˌ ˔˕˃˕˖˔ ˒ˈ˓ˈˇ

˒ˑˇ˚ˋːˈːː˞ˏˋǡ ˕ˈˏ ˔˃ˏ˞ˏ

˖˔˖ˆ˖˄ˎˢˢ ˋ ˕˃ˍ ˊ˃˒˖˜ˈː

-

ː˖ˡ ˔ˋ˕˖˃˙ˋˡǤ

ʧˈ˗ ˇ˃˅ˋ˕ ː˃ ˔˅ˑˋ˘ ˔ˑ

-

˕˓˖ˇːˋˍˑ˅ǡ ˆ˓ˑˊˋ˕ ˋˏ˛˕˓˃

-

˗˃ˏˋǡ ˖˅ˑˎ˟ːˈːˋˢˏˋǡ ˒˓ˋ

ˠ˕ˑˏ ˖ˆ˓ˑˊ˞ ˊ˃˚˃˔˕˖ˡːˈ

˅˞˒ˑˎːˢˡ˕˔ˢǤ ʬ˕ˑ ˒ˑ˓ˑˉˇ˃

-

ˈ˕ ˄ˑˎ˟˛ˋˈ ˒˓ˑ˄ˎˈˏ˞ǣ ˚ˈˏ

˔ˋˎ˟ːˈˈ ˇ˃˅ˎˈːˋˈǡ ˕ˈˏ ˔ˋˎ˟

-

ːˈˈ ˔ˑ˒˓ˑ˕ˋ˅ˎˈːˋˈǢ ˇ˃ˉˈ

ˈ˔ˎˋ ˈˆˑ ˖ˇ˃ˎˑ˔˟ ˒ˑˇ˃˅ˋ˕˟ǡ

ˑːˑ ˄˖ˇˈ˕ ˒ˑ˔˕ˑˢːːˑ ˅˔˒˞

-

˘ˋ˅˃˕˟ ˕˃ˏ ˋ ˔ˢˏǢ ˑ˒ˢ˕˟ ˉˈǡ

˕˃ˍˋˏˋ ˔˅ˑˋˏˋ ˇˈˌ˔˕˅ˋˢˏˋ

˓˖ˍˑ˅ˑˇˋ˕ˈˎ˟ ˓ˑːˢˈ˕ ˔˅ˑˌ

˃˅˕ˑ˓ˋ˕ˈ˕Ǥ

Между руководителем и его сотруд-

никами происходит психологиче-

ская игра. Это некий устойчивый

сценарий взаимоотношений, часто

неосознаваемый

ЭКСПЕРТ

ДЕЛОВЫЕ ЭМИРАТЫ

/ МАЙ– ИЮНЬ 2015

/ 39