KAZAKHSTAN
РОЛЬМИКРОКЛИМАТА
В КОМПАНИИ
ʑʝʖʜʗʙʏʚʗʚʗʢ ʑʏʠ ʑʝʞʟʝʠlsǡ ʙʏʙʝʔʛʔʠʡʝ ʮǡ ʟʢʙʝʑʝʓʗʡʔʚlzǡ ʖʏʜʗʛʏʭʑ ʠʑʝʔʛʙʝʚʚʔʙʡʗʑʔǫ ʜʏʠʙʝʚlzǧ
ʙʝʮʥʔʜʔʜʓʚʮ ʠʑʝʗʤ ʠʝʡʟʢʓʜʗʙʝʑ ʙʏʙ ʦʔʚʝʑʔʙǫ ʜʏʠʙʝʚlzʙʝʛʝʗʞʝʓʦʗʜʔʜʜlsʔ ʢʓʝʑʚʔʡʑʝʟʔʜlsʠʢʨʔǧ
ʠʡʑʢʭʨʗʛʗʑʖʏʗʛʝʝʡʜʝʧʔʜʗʮʛʗǫ ʙʝʛʣʝʟʡʜʝʚʗʗʛʟʏʐʝʡʏʡlz ʑ ʝʓʜʝʛʙʝʚʚʔʙʡʗʑʔǫ ʔʠʚʗʑlsʤʝʡlz
ʟʏʖ ʖʏʓʏʑʏʚʗ ʠʔʐʔ ʡʏʙʗʔ ʑʝʞʟʝʠlsǡ ʖʜʏʦʗʡǡ ʑlsʞʝʜʗʛʏʔʡʔǡ ʜʏʠʙʝʚlzʙʝ ʠʗʚlzʜʝʔ ʑʚʗʮʜʗʔ ʝʙʏʖlsʑʏʔʡ ʠʝǧ
ʥʗʏʚlzʜʝǧʞʠʗʤʝʚʝʒʗʦʔʠʙʗʘʙʚʗʛʏʡ ʑʏʧʔʒʝʙʝʚʚʔʙʡʗʑʏʜʏ ʬʣʣʔʙʡʗʑʜʝʠʡlz ʑlsʞʝʚʜʮʔʛʝʘ ʟʏʐʝʡlsǤ
Текст:
Майя Цыганенко, тренер-консультант
В
этой статье рассмотрим три подхо-
да, которые, на мой взгляд, наибо-
лее часто используются руководи-
телями казахстанских компаний с целью
наладить социально-психологический
климат в коллективе. Это не системные и
отлаженные подходы, а скорее спонтан-
ный опыт самого руководителя, его инту-
итивное понимание того, как нужно вы-
страивать отношения в коллективе. Эти
подходы были выделены с помощью ис-
следования социально-психологического
климата в ряде коллективов.
˒ˑˇ˘ˑˇǣ Ǽʟ˖˄˃˘˃Ǧ˒˃˓ˈː˟ǽ
Такой руководитель желает наладить не-
формальные отношения с сотрудниками
таким образом, чтобы они доверяли ему
как «своему», делились информацией, от-
крыто говорили о своих проблемах. Такой
руководитель начинает активно общаться
с коллективом, устраивать чаепития, в вы-
ходные и праздничные дни организовы-
вать выезды, пикники.
Пример:
Был исследован коллектив,
который занимается обслуживанием кли-
ентов одного из местных холдингов. Ру-
ководитель был нанят с рынка и занимал
должность в течение полутора лет. По ито-
гам тестирования он ничем не выделял-
ся среди подчиненных, являясь «своим»,
«равным среди равных». Однако показате-
ли сплоченности были самыми низкими
и не превышали 3%, что говорит о невы-
соком уровне взаимной симпатии в меж-
личностных отношениях и малой степени
привлекательности (полезности) коллек-
тива для его сотрудников. Сотрудники не
видели необходимости в профессиональ-
ной и иной помощи друг другу, а потому
полагались только на собственные спо-
собности и опыт. Показатели напряжен-
ности также были низкими. Это означает,
что наибольшая часть коллектива была
удовлетворена такими взаимоотношения-
ми и чувствовала себя комфортно, потому
что им было безразлично. Таким обра-
зом, руководитель, желая наладить с под-
чиненными неформальные отношения,
настолько погрузился в этот процесс, что
перестал быть лидером и, оказавшись с
подчиненными на равных, «затерялся сре-
ди них». В этом случае обладавший полно-
мочиями руководитель опасался исполь-
зовать их в полную силу, рискуя испортить
сложившиеся неформальные отношения
с коллективом. Коллективу же такая по-
зиция руководителя была удобна, так как
они были «под крылышком у своего на-
чальника». Думаю, не стоит и говорить об
эффективности такого коллектива в об-
служивании клиентов.
˒ˑˇ˘ˑˇǣ Ǽʧ˒ˋˑːǦ˓˃ˊ˅ˈˇ˚ˋˍǽ
Для такого человека статус руководите-
ля не позволяет быть в близком контакте
с подчиненными. С ними он соблюдает
дистанцию. Для влияния на коллектив
используется модель «крота», когда ру-
ководитель получает всю информацию о
жизни коллектива от «своего» человека,
который находится среди сотрудников.
Руководитель считает, что такой подход
обеспечивает ситуацию, когда он всегда
знает, что происходит. Для подчинен-
ных же он в любых ситуациях остается
только боссом.
Пример:
Изучался социально-психоло-
гический климат бэк-офиса (два подраз-
деления) крупной казахстанской компа-
нии. Руководитель начинал свою работу
в исследуемом коллективе в качестве ря-
дового сотрудника и за четыре года вы-
рос до ведущей позиции. На момент ис-
следования у него был отдельный кабинет
и заместитель – близкий друг, который
сидел вместе с остальными сотрудника-
ми. Результаты исследования показали,
что коллектив разбит на две подгруппы, с
четко выраженными неформальными ли-
дерами. Руководитель и его заместитель
разместились в одной подгруппе, однако
лидерами в ней не являлись. Показатели
руководителя были выше, чем у остальных
членов коллектива, но меньше, чем тре-
буется для неформального лидера. То есть
руководитель был дистанцирован от не-
формальных отношений с сотрудниками,
оставаясь при этом начальником.
Подгруппы были сформированы ско-
рее по симпатиям, нежели чем на профес-
сиональной основе, так как в качестве не-
формальных лидеров выступали рядовые
сотрудники, не имеющие полномочий.
Каждая подгруппа включает в себя лю-
дей из разных подразделений. Обращает
на себя внимание и то, что 30% людей не
принадлежат ни к одной подгруппе. Это
позволяет предполагать, что коллектив не
представляет из себя единого целого.
Подходы были
выделены с помощью
исследования социально-
психологического климата
в ряде коллективов
EXPERT
38 /
JULY – AUGUST 2015 /
BUSINESS EMIRATES